Пит Мондриан: жизнь и творчество

Питер Корнелис (Пит) Мондриан (нидерл. Pieter Cornelis (Piet) Mondriaan, 7 марта 1872, Амерсфорт, Нидерланды — 1 февраля 1944, Нью-Йорк) — нидерландский художник, который одновременно с Кандинским и Малевичем положил начало абстрактной живописи.

modrian


Пит Мондриан родился в небольшом голландском городке Амерсфорт. Отец Мондриана, директор местной школы, не мог обеспечить семью, но к таланту сына отнесся с чуткостью и в 20 лет Мондриан уехал учиться в Амстердам. Учился в Академии художеств в Амстердаме

В 1914 художник вернулся в Голландию к отцу, который был при смерти и оставался на родине в течение всей Первой мировой войны, а в 1919 снова уехал в Париж.



Умер Мондриан в Нью-Йорке 1 февраля 1944.

ТВОРЧЕСТВО МОНДРИАНА
Первые работы художника были написаны в традиции голландской школы.

В 1911 он познакомился с кубистами и их творчество начало оказывать значительное влияние на формирование молодого художника.

Вскоре Мондриан отказался в своих картинах от малейших намеков на сюжет, атмосферу, моделировку и пространственную глубину, и постепенно сознательно ограничивал выразительные средства.

В 1912-1916 он строил композиции на основе свободно сконструированной и заполнявшей холст пространственной сетки. В это время Мондриан, подобно Жоржу Браку и Пабло Пикассо в период аналитического кубизма, предпочитал палитру рыжевато-коричневых и серых оттенков.

К 1919 году он уже был членом кружка, в который входили Тео ван Дусбург, Ауд, Ритвелд и ван Эстерен. Все они были адептами модернизма, работали в стилях, близких к живописи Мондриана, и, возможно, оказали на него некоторое влияние в переходе от кубистических композиций к чистым геометрическим формам красных, желтых и синих прямоугольников.

В 1917 Мондриан и Тео ван Дусбург основали авангардистский журнал «Де Стиль» и группу с таким же названием.

Эстетическая теория, лежавшая в основе этого направления, была названа неопластицизмом.

В соответствии с требованиями неопластицизма Мондриан еще больше сократил свои художественные средства, используя только белый, серый, черный и наиболее интенсивные тона основных цветов спектра.

К 1920 стиль Мондриана полностью сформировался. Используя прямые линии жестких контуров, он делал композиции асимметричными, достигая динамического равновесия. Благодаря отказу от частностей и деталей он надеялся достичь более ясного выражения универсальных первооснов творчества, стремясь обрести то, что он называл «чистой пластической реальностью».

В 1940 Мондриан переехал в Нью-Йорк, двумя годами позже состоялась его первая персональная выставка.

В одной из последних работ художника, Буги-Вуги на Бродвее (Нью-Йорк, Музей современного искусства), появилась тенденция к отходу от строгих классических принципов авангарда. В этой работе маленькие квадратики расположены пунктиром на сетке линий, что придает всей композиции новую синкопическую сложность и игривость ритма.

Произведения Модриана оказали влияние на многих современных художников, таких, как Александр Колдер, Бен Николсон, Виктор Вазарели и Фриц Гларнер. Целый ряд направлений в современном искусстве, например минимализм и поп-арт, восходят к творчеству Мондриана и кружку «Де Стиль», так же, как и формы современной архитектуры, рекламы и печати.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА
В честь художника назван язык программирования Piet, программы на котором напоминают постживописную абстракцию.

В Санкт-Петербурге есть дом, выкрашенный под одну из картин Мондриана «Composition with Red, Yellow, Blue and Black». Находится он по адресу: Набережная реки Мойки д.102 (Был. Снесен 28 октября 2013 года.)

В 1930-х годах французский модельер Lola Prusac, работавшая в то время на парижский модный дом en:Hermès, создала линейку чемоданов и сумок, вдохновленную поздними работами Мондриана: со вставками из красных, синих и желтых квадратов кожи.

В своей коллекции осень/зима 1965-1966 гг., французский модельер Ив Сен Лоран представил знаменитые платья «Мондриан»—простые трикотажные платья без воротника и рукавов из трикотажного полотна, которые имели декор в виде крупных цветных клеток — «цитаты» из картин художника- абстракциониста.