М.В. Ломоносов. Полтавская баталия

Утром 27 июня (8 июля) 1709 года в 6 верстах от города Полтава в Малороссии (Левобережье Днепра) между шведами и русскими произошла Полтавская битва. Шведскими войсками (их тогда называли еще и готфскими) командовал король Карл XII, а русскими — царь Петр I.

М.В. Ломоносов. Полтавская баталия. Фрагмент мозаики

М.В. Ломоносов. Полтавская баталия. Фрагмент мозаики


Полтавская баталия, грандиозное настенное мозаичное полотно, задумана М.В. Ломоносовым как часть серии мозаик для внутреннего убранства Петропавловского собора, прославляющих деяния Петра I. Мозаика огромна (309,764 кв. м). Она состоит из миллиона тридцати тысяч кубиков смальты, набранных и укреплённых на плоском медном подносе весом 80 пудов (1280 кг).




Описание составленной мозаичной картины Полтавской победы
к монументу блаженныя памяти государя императора
Петра Великого (приложено Ломоносовым к очередному доношению в сенат в декабре 1764г.)
1
Напереди изображен Петр Великий на скачущей лошади верхов, лицом в половину профиля; облик нарисован с гипсовой головы, отлитой с формы, снятой с самого лица блаженныя памяти великого государя, каков есть восковой портрет в Кунсткамере, а красками писан с лучших портретов, каковы нашлись в Санкт-Петербурге, по выбору, величиною сидячий в сажень, а прочее по пропорции.
2
За государем бывшие тогда знатнейшие генералы: Шереметев, Меньшиков, Голицын, коих портреты взяты с имеющихся оригиналов.
3
Представлен Петр Великий в немалой опасности, когда он в последний раз выехал к сражению при наклонении в бегство Карла Второгонадесять; напепереди и назади генералы и солдаты, охраняя государя, колют и стреляют неприятелей.
4
Близко впереди гренодер со штыком, направленным в неприятеля, оглянулся на монарха, якобы негодуя, что так далече отваживается.
5
Позади лежит куча разных опровержений: шведская пушка с разломанным лафетом, лошадь и мертвый швед: изображаются тем следы побежденного неприятеля.
6
Далее в картине, за следующими генералами видны штандарты, трампеты и литаврщики, также и знамена полков российских.
7
Далее от переду, в середине картины изображены поверженные неприятельские трупы, обороняющиеся еще от наступающих россиян шведы, где сильная и густая стрельба производит великий дым, причем видны взятые в начале сражения шведами редуты с российскими и шведскими телами.
8
Еще подалее от переду представлен пленный шведский генерал, которого поднимают, дряхлого и унылого, окружившие российские солдаты.
9
В некотором отдалении изображен Карл Вторыйнадесять в простой коляске; кругом его трабанты, из коих некоторые, поворачивая коляску назад, уговаривают спасаться бегством, но он, протягивая пистолет рукою вперед, еще к бою порывается; перед ним жестокое сражение россиян со шведскими трабантами.
10
На горизонте представляется город Полтава с дымом от пушечной пальбы.
11
По правую руку бегущие шведские полки и гонящие россияне, а по левую ретраншамент россйский и выступившие из него полки, не бывшие еще в сражении.
12
Над картиною св. апостол Павел у писчего стола, в одной руке с пером, а другою рукою и лицеем оказывает благоговения и благодарения; под ним, на металлическом убрусе, написаны слова из послания, читающегося на Полтавскую победу: Бог по нас, кто на ны?
Величина картины — в ширину девять аршин, в вышину шесть аршин с половиною, а с Павлом-апостолом, что наверху, в выгибе — восемь аршин, а с рамками и с картушами — в ширину около двенадцати, в вышину около одиннадцати аршин.