Хуан Миро

Все, что я рисую, я видел в полях или на морском берегу.
Хуан Миро

miro038
Каталонский пейзаж. Охотник (1923-24)

Хуан Миро-и-Ферра (кат. Joan Miró i Ferrà, 20 апреля 1893, Барселона — 25 декабря 1983, Пальма-де-Мальорка) — каталонский (испанский) художник, скульптор и график. Направление его творчества — абстрактное искусство. Миро также близок к сюрреализму, работы художника похожи на бессвязные детские рисунки и содержат фигуры, отдалённо похожие на реальные предметы.




«Когда смотришь на работающего Миро, его лицо, затем на линии, рождающиеся в процессе творчества, создается впечатление, что все освещается одним только чувством, одновременно сдержанным и интенсивным. Вам приходилось видеть как работает Хоан Миро, этот радостный счастливый человек, ощущающий себя создателем в любой из моментов, когда он рисует, делает наброски, что-то конструирует, рассказывает или напевает?
Он захвачен своим порывом и мы уносимся вместе с ним в его порыв и его взлет. Это довольно редкое явление — находится в присутствии столь живительной и тонизирующей энергии. Каждое из произведений Миро — это танцующий сад, поющий хор, опера, расцвеченная цветами, рождающимися в лучах света. Это мир — одновременно мимолетный и в то же время совершенно реальный. Сочность красок придает ему соответствующий акцент, содержательную выразительность. Чистейшую эмоциональность, немного ироничную, лишенную притворной слащавости. Этот дар — милость божия.»
Эжен Ионеско, XX век, специальный номер «Дань уважения Миро, 1972 г

Хуан Миро родился 20 апреля 1893 года в Барселоне, в семье часовщика-ювелира. Миро начинает обучаться рисованию в возрасте семи лет, но позже, по настоянию родителей желающих, чтобы он получил достойную, по их мнению, профессию, учится на бухгалтера в коммерческой школе. Одновременно в 1907-1910 годах Миро изучает искусство в академии художеств Барселоны («Ла Лонха»), в классе пейзажиста Модесто Ургеля и профессора декоративно-прикладных искусств Хосе Паско Мериса.
В 1912-1915 годах он продолжит обучение в частной академии Франчезе Гали Фабра. В 1918 году, вместе с друзьями единомышленниками, Миро основал «Группу Курбе», противопоставившую себя консервативным традициям в каталонском искусстве. В его работах 1913-1917 годов, наиболее сильным является влияние Сезанна и фовистов: объекты близки друг к другу и переливаются яркими и радужными цветами, полосатые модели составляют вид декоративного орнамента.
Примерно в 1918 году, у Миро начинается так называемый период «поэтического реализма». Пейзажи, написанные в Монтройге, где художник проводит лето на родительской ферме, имеют глубокие перспективы, полные методично выписанных деталей.

miro018

Следы фургона (1918)

В 1924 году, Миро встречается с Андре Бретоном, Полем Элюаром, Луи Арагоном и другими участниками сюрреалистической группы. В том же году публикуется Манифест сюрреализма. Первая работа сюрреалистического этапа его творчества «Карнавал Арлекина». Бурная фантазия художника создает мир бескостных, аморфных существ, свободно меняющих форму и положение в пространстве и вселенной. Предметы, рыбы, насекомые, лестницы, звезды, геометрические фигуры, все имеют реальные прототипы, но на холсте мечутся цветными тенями, обозначая праздник.
Прогрессируя с течением времени, картины Миро становятся все более абстрактными и их формы более органичными. К концу 1920-х годов, формируется словарь живописных идеограмм художника. В его составе знаки, обозначающие пространство: линия горизонта, солнце и звезды в верхней части картины, волны или пучки растений в нижней и связующие знаки или вестники, призванные объединить части пространства: летящая птица, бегущий кролик, лестница в небо, глаза и уши, человеческие фигуры с огромными ногами.

miro035
Карнавал Арлекина (1924)

В 1930-х годах художник экспериментирует с самыми разными материалами. В ход идет любой материал, попавшийся ему под руку: бумага, медь, камень. Вырезая из каталогов и журналов иллюстрации различных машин и предметов быта, он создает коллажи, которые использует для будущих полотен. В 1932-1936 годах, Миро создает серию картин по своим эскизам-коллажам. В его художественных композициях технические детали превращаются в органические, мягкие формы, напоминающие части животных, человеческие конечности, эмбрионов.
После начала гражданской войны в Испании в июле 1936 года, Миро возвращается в Париж и остается во Франции до 1940 года. В 1937 году Миро пишет масштабное панно Жнец (утрачено), изображающее каталонского крестьянина с серпом, для павильона республиканской Испании на Всемирной выставке в Париже.

miro149
Фигуры в ночи (1950)

В 1940-1970-х годах художник реализует свою мечту о монументальном искусстве, открытом для народа. В 1947 году, в США, он выполняет фрески для отеля Хилтон Цинциннати. В 1956 году Миро селится в Пальма-де-Майорка, на вилле с большой студией построенной его другом, архитектором Хосе Луисом Серт. Здесь, в сотрудничестве со своим старым другом и мастером керамистом Артигасом, он выполняет оформление двух стен штаб-квартиры ЮНЕСКО в Париже (1956-1958 годы). Большие композиции из керамики занимают стены высотой 3 метра и 15 и 7,5 метров в длину. Доминирующей красный лик солнца и более спокойный серп Луны, с их яркими цветами, резко контрастирует с серым бетоном зданий. За эту работу Миро был удостоен Международной премии Гуггенхайма, которую президент Эйзенхауэр передал ему лично в 1959 году.
В последующие годы Миро создает ряд монументальных керамических панно, которые украшают столовую в Гарвардском университете (1960-61), Высшую школу экономических наук в Санкт-Галлене, Швейцария (1964), ограду фонда Маг в Сен-Поль-де-Вансе, аэропорт в Барселоне (1970), Стеклянный павильона всемирной выставке в Осаке (1970) и другие.

miro228
Лягушка (1978)

В 1950-1970-х годах Миро продолжает интересоваться скульптурой. Он делает модели из различных подручных материалов, некоторые из которых были позже отлиты в бронзе. Картины этого периода, ориентированы на первобытную живопись и детский рисунок, становятся «пустыми».
Умер Миро в Пальма-де-Мальорка в 1983 году, оставив после себя по крайней мере 2000 картин, 500 скульптур, 400 керамических работ и 5000 рисунков и коллажей. Он оказал огромное влияние на послевоенное искусство в Соединенных Штатах. В 1975 году, в Барселоне, в Центре изучения современного искусства, был основан фонд Хоана Миро. В 1992 году студия художника в Пальма-де-Майорка была превращена в его музей.