Джакомо Балла, основоположник итальянского футуризма

Джакомо Балла (итал. Giacomo Balla; 18 июля 1871, Турин — 1 марта 1958, Рим) — итальянский художник, один из основоположников итальянского футуризма. Джакомо Балла родился 18 июля 1871 года в Турине.
j1725715_1310991539

По окончании школы работал в мастерской литографии и посещал художественные курсы при вечерней школе. Из-за чрезмерной нагрузки у него развилась депрессия, и в 1891 он решил оставить мастерскую и целиком посвятить себя искусству.



В 1891 несколько месяцев Балла посещал «Академию Альберти» в Турине и затем практиковался в фотомастерской. В 1893 Балла приехал в Рим, где зарабатывал себе на жизнь рисованием карикатур и оформлением упаковок. Во второй половине 90-х Балла занимался световыми эффектами. В период своего пребывания в Париже (1900) он изучал работы французских неоимпрессионистов Жоржа Сера и Поля Синьяка.

j1725715_1310991642

В начале XX века Балла за короткое время снискал себе репутацию портретиста. На многих его работах того периода сказывалось влияние фотографии: довольно часто он использовал только белый и черный цвета и для изображения выбирал фотографическую перспективу. В 1904 он женился на Элизе Маркуччи, с которой давно уже был обручен. Из-за того что его картины почти не продавались, он вынужден был давать частные уроки рисования. Через своих учеников Умберто Боччиони и Джино Северини ему удалось познакомиться с Филиппе Томмазо Маринетти — писателем, ратовавшим за новое искусство и требовавшим разрыва совсеми стилями и формами мышления прошлого. В 1909 Балла стал одним из подписавшихся под составленным Маринетти Учредительным Манифестом футуристов.

j1725715_1310992255

Как и большинство футуристов. Балла прежде всего интересовали возможности запечатления движения, динамики, поэтому он снова обратился к фотографии, изучая «этюды движения» фотографов Жюль-Этьена Мари и Эдварда Майбриджа. Балла стремился к одновременной передаче различных фаз движения, примером тому может служить его картина «Динамика собаки на поводке» (1912). В созданной в том же году картине «Девушка, бегущая на балкон» Балла подчинил пропорции изображения цветовому ритму наложенных одна на другую разноцветных точек одинакового размера. Для этого он сознательно выбрал прозрачные краски и добился неведомого дотоле слияния фигуры и окружения. Таким образом, Балла смог воплотить в своей работе полное соответствие принципу футуристов «Синтез времени, места, формы, цвета и тона».

j1725715_1310992392

В дальнейшем он представил в изобразительной форме движение автомобиля полет ласточки (обе работы — 1913). Одновременно Балла продолжал исследования света, создавая абстрактные композиции — такие как «Меркурий проходит мимо Солнца — вид в телескоп» (1914).

j1725715_1310992706

В 1915, глубоко обеспокоенный вступлением Италии в первую мировую войну. Балла совместно с Фортунато Деперо провозгласил манифест «О футуристической реконструкции Вселенной». К тому же времени относится создание так называемого пластического комплекса — подвижных конструкций из проволоки, картона и глянцевой бумаги. Далее последовали другие ансамбли, а также эскизы бытовых предметов. В начале 20-х Балла увлекся спиритизмом, который оказал большое влияние на его творчество. Так, средствами живописи он попытался передать феномен космического излучения («Преображение духовных форм», 1920). В дальнейшем художник сохранял свою связь с футуризмом и в 1929 подписал манифест группы «Аэропиттура», провозгласивший наступление второго периода футуризма. Работы этого периода — например, «Кресло странного человека» (1929) -представляют собой продолжение направления «Pittura Metafisiса» Джорджио де Хирико (таинственно-ирреальные мотивы с метафизической подоплекой).

В конце 30-х Балла отошел от футуризма и обратился к традиционной фигуративной живописи.

1 марта 1958 он умер в Риме в возрасте 86 лет