Генрих Игнац Франц фон Бибер

Генрих Игнац Франц фон Бибер — австрийский композитор и скрипач родом из Богемии (нем. Heinrich Ignaz Franz von Biber, 12 августа 1644, Вартенберг, ныне Чехия — 3 мая 1704, Зальцбург). Около 1670 поступил в придворную капеллу Зальцбурга, с 1684 — капельмейстер.





Учился у Иоганна Генриха Шмельцера. В 1660-х годах — музыкант на службе у князя-епископа Оломоуцкого. Около 1670 поступил в придворную капеллу Зальцбурга, с 1684 — капельмейстер. Скрипач-виртуоз, что сказалось в его скрипичных сонатах, где встречаются труднейшие пассажи, использована скордатура — изменение обычной настройки струн и т. п.

Наиболее известен сборник его 15 сонат «Розарий» (ок.1676). Автор духовной музыки, инструментальных ансамблей, опер. По-видимому, Бибер является автором 53-голосной «Зальцбургской мессы», которая долгое время приписывалась Орацио Беневоли или Андреасу Хоферу.
.
Написал 16 мистерий-сонат для скрипки и бассо-континуо (орган, виола да гамба). 15 сонат — 15 событий из жизни Девы Марии и 1 Пассакалья

Генрих Бибер обладал достаточно тонким чувством юмора, что нашло отражение в его музыке. Например, соната «Репрезентатива» имеет в своем составе такие части: соловей, кукушка, лягушка, петух и наседка, перепел, кошка, марш солдат. В них имитируются звуки, издаваемые этими живыми существами, причем весьма оригинально и смело. Игра на смычковых инструментах иногда ведется за «рабочей» поверхностью струны. Иногда между струнами и грифом на виолончели подкладывается лист бумаги, что придает ей особое звучание, а скрипичная партия является очень сложной и в наши дни далеко не каждый скрипач возьмется её играть.