Анри Матисс о технике линогравюры

Анри Матисс (фр. Henri Matisse; 31 декабря 1869, Ле-Като-Камбрези, Нор, Франция (Вторая французская империя) — 3 ноября 1954, Ницца, Франция) — французский художник и скульптор, лидер течения фовистов. Известен своими изысканиями в передаче эмоций через цвет и форму.

13001265_1721470461469042_7




Мне хочется сказать еще пару слов относительно гравюры на линолеуме. Не следует прибегать к линолеуму из целей экономии, чтобы заменить дерево. Линолеум придает эстампу свой особый характер, резко отличный от гравюры на дереве, и ради него именно и следует выбирать этот вид гравюры. Мне уже давно приходило в голову, что это орудие, такое простое, можно тем не менее сравнить со скрипкой и смычком: поверхность, штихель — четыре натянутые струны и волос смычка.

matisse-song-of-minos
Штихель, как и смычок, находится в непосредственном контакте с чувствительностью гравера: малейшее отвлечение при проведении линии непроизвольно повлечет за собой легкий нажим пальцев на инструмент и испортит штрих. Точно так же достаточно легкого нажима пальцев на смычок, чтобы изменить характер тона.

Линогравюры из книги Анри де Монтерлан. ‘Пасифая’. Песня Миноса (Критяне). Художник Анри Матисс. Издательство Мартена Фабиани, Париж.

WOA_IMAGE_1

13006657_1721470551469033_3

Линогравюра
(от слова «линолеум» + «гравюра»)
Выпуклая гравюра, которая выполняется на линолеуме или на похожих по параметрам пластически-полимерных материалах. Возникла в начале 20 в. Линолеум представляет собой хороший материал для гравюр большого размера. Линогравюра выполняется с помощью специальных резцов (штихелей) различного профиля и размера, позволяющих добиваться тонких и толстых линий разной конфигурации и длины. Рисунок вырезается на линолеуме, затем наносится валиком тонкий слой краски и производится печать. В результате на листе получаются темными те части, которые на линолеуме были выпуклыми, а рисунок остается белым, потому что в углубления краска не попадает.

matisse_pasiphae_1206631571

К особым характеристикам линогравюры относятся чёткие контрасты белого и чёрного цвета, краткость и чёткость языка, удобство и быстрота работы, красочный, художественный штрих, который получается из-за мягкости материала, лаконизм, возможность ускорения печати и увеличения объемов тиражей. Благодаря этим качествам, линогравюра быстро стала популярной у различных специалистов печатной графики.

59443745_0ak

Линогравюра, как форма графики входит в широкое понятие «эстамп», нашедшее применение не только в полиграфии, но также в дизайне интерьеров и архитектуре. Каждый полученный с оригинала оттиск считается подлинником, поскольку печатную форму изготовил автор изображения. Печатают эстампы специальными типографскими красками.

Для создания линогравюры художник использует следующие материалы и инструменты: линолеум (используют пробковый линолеум, толщиной 3 миллиметра), краски, бумагу, резцы, ножи, валик, олифа, стекло и др. После создания эскиза мастер переносит его на линолеум с помощью кальки, затем резцами производит гравирование изображения. Потом на готовую линогравюру наноситься типографская краска и делается пробный оттиск. Накатывать краску на линолеум лучше всего вальцмассовым валиком, при этом важно отрегулировать количество краски, наносимой на линогравюру: ее не должно быть много, чтобы не залить мелкий штрих, и не должно быть мало, чтобы не возникли непропечатки. Исходя из полученного результата, художник делает правку гравюры. Для печатания оттисков применяют высокую, глубокую либо плоскую печать.

13076669_1721470424802379_2326807791196201428_n

Иногда стилистически близкая к гравюре на дереве, линогравюра в основном развивалась отличным от неё путём и нередко сама влияла на стилистику современной ксилографии (например, творчество Ф. Мазереля и мастеров немецкого экспрессионизма). К середине 20 в. сложилось несколько школ линогравюры.

13055453_1721470511469037_8

Особое развитие линогравюра получила в странах Латинской Америки — в творчестве гравёров «Мастерской народной графики» в Мексике (линогравюры Мендеса, А. Бельтрана, А. Гарсии Бустоса и др.) и «Клуба друзей гравюры» в Бразилии (К. Склиара, Р. Кац, В. Праду и др.), А.Р. Виго и Н. Онофрио в Аргентине, К. Эрмосильи Альвареса в Чили. К линогравюре часто обращались А. Матисс и П. Пикассо во Франции, Э. Паккард и Б. Рэндолл в США, П. Нильсен в Дании.