Антонин Дворжак (Antonín Dvořák)

Антонин Дворжак (8 сентября 1841 года — 1 мая 1904 года) — чешский композитор, представитель романтизма. В его произведениях широко используются мотивы и элементы народной музыки Моравии и Богемии.




Вместе с Б. Сметаной является создателем чешской национальной музыкальной школы. К числу наиболее известных работ Дворжака относятся Симфония № 9 «Из Нового света» (написанная в США), опера «Русалка», Концерт для виолончели с оркестром, «Американский» струнный квартет, Реквием, Stabat Mater и «Славянские танцы».

Оперы
«Альфред» (Alfred, 1870).
«Король и угольщик» (Král a uhlíř, 1871, вторая редакция 1874, третья 1887).
«Упрямцы» (Tvrdé palice, 1874).
«Ванда» (Vanda, 1875, вторая редакция 1879, третья 1883).
«Хитрый крестьянин» (Šelma sedlák, 1877).
«Дмитрий» (Dimitrij, 1881—1882, вторая редакция 1883, третья 1885, четвёртая 1894—1895).
«Якобинец» (Jakobín, 1887—1888, вторая редакция 1897).
«Чёрт и Кача» (Čert a Káča, 1898—1899).
«Русалка» (Rusalka, 1900).
«Армида» (Armida, 1902—1903).
Симфонические произведения
Концерт для виолончели ля-мажор (1865), оркестрован Г. Рафаэлем (между 1925 и 1929) и Я. Бургхаузером (1952).
Концерт для фортепиано с оркестром соль-минор (1876).
Концерт для скрипки с оркестром ля-минор (1878).
Концерт для виолончели с оркестром си-минор (1894—1895).
Девять симфоний, в том числе № 9 «Из Нового Света» (1893).
Пять симфонических поэм: «Водяной», «Полуденица», «Золотая прялка», «Голубок», «Богатырская песнь» (1896—1897).
Пять увертюр, в том числе «Моя Родина» (1882) и «Гуситская» (1883).
Серенада для струнного оркестра (1875).
Вокальные и хоровые произведения
Оратория «Святая Людмила» (1886).
Stabat Mater (1877).
Реквием (1890).
Кантаты, в том числе Te Deum (1892).
Месса ре-мажор (1892).
«Моравские дуэты» (1876), вокальные дуэты с фортепиано.
«Библейские песни» (1894) с фортепиано, позже оркестрованы (1895).
Камерные произведения
Четырнадцать струнных квартетов, в том числе № 12 «Американский».
Три струнных квинтета, в том числе № 3 «Американский».
Фортепианные произведения
Две тетради «Славянских танцев» (1878 и 1886) для фортепиано в четыре руки.

Дворжак сочинял произведения самых разных жанров и форм. Девять его симфоний ориентированы на классическую модель, установленную Л. ван Бетховеном, но одновременно с этим он разрабатывал и появившуюся лишь в середине XIX века симфоническую поэму. В некоторых его сочинениях заметно влияние Р. Вагнера.
Музыка Дворжака сочетает в себе элементы венской классики и романтизма с чешскими народными мелодиями и ритмами. Поэтому его собственный стиль складывался долго. Ориентируясь поначалу на Моцарта и Бетховена, после 1873 года он берёт за основу творчества национальную музыку. Далеки от классических образцов два сборника «Славянских танцев», а также песни Дворжака, хотя отголоски народного влияния чувствуются даже в больших произведениях. Этот интерес проявился и в увлечённости композитора Соединёнными штатами и индейской и негритянской культурами, он пытается перенести их черты в свои сочинения. В конце жизни Дворжак сосредоточился на создании программной музыки, прежде всего, оперы. В 1900 году появляется «Русалка», признанный шедевр, который ставится по всему миру и поныне. Дворжаком, завершившим дело Б. Сметаны в создании национальной чешской музыки, восхищались и Р. Вагнер, И. Брамс — два полюса немецкого романтизма.