Псалтырь Катах — самая старая гиберно-саксонская рукопись

Катах (Боец; ирл. Cathach) — ирландский манускрипт конца VI века, содержащий текст Псалтыря. Это самая старая гиберно-саксонская рукопись и второй по древности Псалтырь на латинском языке из всех, сохранившихся до нашего времени. Рукопись находится в Ирландской королевской академии в Дублине

s_04_cathach_shrine





К сожалению, эта рукопись, хранящаяся теперь в Дублине, в Королевской Ирландской академии, дошла до нас в плачевном состоянии: уцелели лишь 58 листов из примерно ста десяти. Создание Катаха традиционно связывают с именем св. Колумбы (521-597), который, согласно легенде, скопировал псалтырь собственной рукой и, таким образом, освятил книгу своим личным участием. В XI в. книга была помещена в ларец, изготовленный мастером Ситриком из Келлса. Этот ларец вместе с его драгоценным содержимым не раз брали в бой в качестве талисмана, приносящего победу. Именно отсюда происходит и название манускрипта: cathach на ирландском языке означает «воин».

В более позднее время «Катах» принадлежал влиятельному ирландскому клану О’Доннелл, владевшему королевством Тирконнелл. Рукопись являлась одной из святынь клана, использовавшейся в качестве священной реликвии во время ведения О’Доннеллами военных действий. Перед сражением специально выбранный священник трижды обносил «Катах» вокруг войска клана. Таким образом О’Доннеллы якобы заручались божественной поддержкой в борьбе против своих врагов.
В 1691 году «Катах» был вывезен во Францию и вернулся в Ирландию только в 1802 году.

cathach_page_var2

Ларец был вскрыт лишь в 1813 году сэром Уильямом Бетхэмом. Внутри ларца и была обнаружена древняя рукопись, возраст которой к тому времени перевалил за одиннадцать веков. Листы Катаха слежались, местами склеились вместе и покоробились. Только в 1920 г. усилиями компетентных специалистов их удалось отделить друг от друга, а полная реставрация рукописи была проведена в 1980-1981 гг.
Художественное оформление «Катаха» ограничивается иллюминированной росписью первой буквы каждого псалма. Ножки букв оканчиваются изображениями птичьих, звериных и рыбьих голов. Заглавные буквы намного больше по размеру, чем буквы основного текста. Начальные строки псалмов также увеличены относительно основного текста, однако они постепенно уменьшаются, доходя до нормального размера.

s_05_g_initial_proris

Эти инициалы числом шестьдесят представляют единственный класс декоративных элементов книги. Единственный, впрочем, не означает малоценный: для этой техники у многих искусствоведов находились теплые слова. «Оси изгибаются, точно стебли, а концы расцветают, точно колокольчики», – так писала об инициалах англо-ирландской школы отечественный медиевист О.А. Добиаш-Рождественская. В оформлении Катаха широко использована техника диминуэндо: следующие за инициалом буквы становятся все мельче, пока не уменьшаются до размеров букв, составляющих основной массив текста – таким образом получается условно плавный переход от инициала к строке.