Готика — «инженерное» искусство

«…Поскольку готика – искусство «инженерное», ослабление готического начала в памятниках, построенных итальянцами в мировых провинциях, приводило к усилению ренессансных принципов, ослабление последних – к усилению готических черт. Если итальянский художник строил здание, ориентируясь на архаику, как это было в Москве, – его здание приобретало готические черты. Если – ориентируясь на Возрождение, на новое, – оно их теряло.

864168




Первые башнеобразные храмы на Руси восходят к первой трети XIV века (первый Иоанн Лествичник), к середине ХV века (первый Хутынский столп в Новгороде), далее следуют здания, связанные с работой в Московии итальянских зодчих. Сохранилось три: столп Ивана Великого (условно, поскольку он совмещает в себе колокольню) и два храма 10-х годов XVI века – Алексея митрополита в Александровой слободе и Петра митрополита в Москве. Итальянское происхождение всех трех – несомненно. За ними следуют оригинальная церковь Вознесения в Коломенском, второй Хутынский столп, построенный тверским мастером, и три кирпичных шедевра – московский, дьяковский и старицкий.
Итальянские корни архитектурной сюиты трех последних – уже сомнительны. Сам тип храма – совершенно не итальянский. Никаких признаков ордерной организации фасадов, разве что в интерьерах. Дух – немецкий. Черты готико-итальянские – макаронообразные колонны. Так сказать, готицизмы – направо, итальянизмы – налево. При всем этом русская архитектура, хотя и открытая для любых влияний, – крепка и самобытна. Единственная возможная параллель – башенные исламские мавзолеи и минареты. Европа знает два архетипа церковного здания: базилику и капеллу, часто купольную. Редко, но бывают капеллы, сильно вытянутые вверх. Но самостоятельно, отдельно стоящих – как будто нет.
Итак, к типам итальянского Возрождения восходят новый Лествичник и два храмика-капеллы, пустые кирпичные купольные стаканы, – Петр и Алексей митрополиты. Они являются предшественниками башен Покровского собора. Последние на целый ярус выше, и уже увенчаны главами вместо куполов. Однако их архитектурное убранство несопоставимо. Влилась какая-то новая струя. Уверены – позднеготическая.
Сохраним мнение Карамзина и его современников: они не колебались в своем определении истоков архитектуры Покровского собора на Рву. Почему? Причины – «зацветший» ордер, неклассический пропорциональный строй, утрированная высота (обе столпообразные капеллы 10-х годов ХVI века имеют сниженные пропорции). Есть в Покровском соборе и итальянская готика, однако немецкая готика лидирует. Это не просто здание из кирпича, это здание из кирпича «играющего». Это кирпичная феерия. Кирпич явился, чтобы заменить собой белый камень, взять на себя его функции, продемонстрировать свои собственные возможности как художественного материала. Идея Покровского собора – легкость архитектуры при башнеобразной конструкции – родилась в керамической мастерской, в печах обжигальщиков. А конкретные мотивы брались отовсюду. В первую очередь – из Большого Кремлевского дворца, из дворцовых церквей, из церкви Вознесения в Коломенском, из Александровской слободы, где тоже был великокняжеский дворец с церквями…»
Вся статья: http://rusarch.ru/kavelmakher32.htm