Графика Леонардо да Винчи

Леонардо ди сер Пьеро да Винчи (итал. Leonardo di ser Piero da Vinci; 15 апреля 1452, селение Анкиано, около городка Винчи, близ Флоренции — 2 мая 1519, замок Кло-Люсе, близ Амбуаза, Турень, Франция) — итальянский художник и учёный, изобретатель, писатель, музыкант, один из крупнейших представителей искусства Высокого Возрождения, яркий пример «универсального человека», который был идеалом итальянского Ренессанса.

1352555791-0161829-www.nevs

Родился в семье богатого нотариуса. Сочетая разработку новых средств художественного языка с теоретическими обобщениями, Леонардо да Винчи создал гармонический образ человека, отвечающий гуманистическим идеалам. Сложился как мастер, обучаясь у Андреа дель Верроккьо (1467-72).

16b029d5

000177

253

20744

Методы работы во флорентийской мастерской кватроченто, где художественная практика была сопряжена с техническими экспериментами, а также сближение с астрономом П. Тосканелли способствовали зарождению научных интересов юного Леонардо да Винчи.

20

В ранних произведениях (голова ангела в «Крещении» Верроккьо, после 1470, «Благовещение», около 1474; «Мадонна Бенуа», около 1478) Леонардо развивает традиции кватроченто, подчёркивая плавную объёмность форм мягкой светотенью, иногда оживляя лица едва уловимой улыбкой; в композиции «Поклонение волхвов» (1481-82) он превращает религиозный сюжет в зеркало разнообразнейших человеческих эмоций, разрабатывая новаторские методы подготовительного рисунка.

rospis-steny-leonardo-01

Фиксируя результаты бесчисленных наблюдений в набросках, эскизах и натурных штудиях, исполненных в различных техниках (итальянский карандаш, серебряный карандаш, сангина, перо и др.), Леонардо добивается большой остроты в передаче мимики лица (прибегая порой к гротеску), а физические особенности и движения человеческого тела приводит в идеальное соответствие с духовной атмосферой композиции.

j1725715_1334560554

На службе у правителя Милана Лодовико Моро (с 1481 или 1482) Леонардо да Винчи Эскиз всадникавыступает в роли военного инженера, гидротехника, организатора придворных феерий.

1352555802-0163131-www.nevs

Свыше 10 лет Леонардо да Винчи работает над монументом Франческо Сфорца, отца Лодовико Моро (исполненная пластической мощи глиняная модель конной статуи в натуральную величину была разрушена при взятии Милана французами в 1500; известна лишь по подготовительным наброскам).

18211

На этот же период приходится и творческий расцвет Леонардо-живописца. В «Мадонне в скалах» (1483-94) излюбленная Леонардо да Винчи тончайшая светотень («сфумато») играет роль духовно-связующего начала, подчёркивающего теплоту отношений близких людей; персонажи представлены здесь в окружении причудливого скалистого пейзажа, в котором отражены геологические наблюдения Леонардо.

1352555789-0162671-www.nevs

В трапезной монастыря Санта-Мария делле Грацие Леонардо да Винчи создaет роспись «Тайная вечеря» (1495-97; из-за особенностей примененной Леонардо да Винчи техники — масло с темперой — сохранилась в сильно поврежденном виде; в 20 в. реставрирована); высокое этическое содержание росписи выражено в строгих математических закономерностях её композиции, подчиняющей себе реальное архитектурное пространство, в предельно ясной системе жестов и мимики персонажей. «Тайная вечеря» знаменует одну из вершин в развитии всего европейского искусства.

1352555791-0161752-www.nevs

Занимаясь архитектурой, Леонардо да Винчи разрабатывает различные варианты «идеального города» и центрально-купольного храма. В Милане вокруг Леонардо да Винчи возникает круг учеников.

1352555793-0162046-www.nevs

Последующие годы Леонардо да Винчи проводит в непрестанных переездах (Флоренция; Мантуя и Венеция; Милан; Рим; Франция). Во Флоренции Леонардо да Винчи работает над росписью в Палаццо Веккьо («Битва при Ангьяри», 1503-1506, не закончена, известна по копиям с картона), которая стоит у истоков батального жанра в искусстве нового времени; здесь в исступлённой схватке конных воинов показано «зверское безумие» войны (по выражению самого Леонардо да Винчи).

1352555787-0162041-www.nevs

В портрете Моны Лизы (так называемая «Джоконда»; около 1503) образ богатой горожанки предстaт воплощением возвышенного идеала женственности, не теряя при этом интимно-человеческого обаяния; важным элементом композиции становится космически обширный пейзаж, тающий в холодной дымке.

6

К поздним произведениям Леонардо да Винчи принадлежат: проекты памятника маршалу Тривульцио (1508-12); «Святая Анна с Марией и младенцем Христом» (около 1500-07), завершающая поиски мастера в области свето-воздушной перспективы и гармонической пирамидальной композиции; «Иоанн Креститель» (около 1513-17), где слащавая двусмысленность образа свидетельствует о нарастании кризисных моментов в творчестве Леонардо да Винчи; серия рисунков с изображением вселенской катастрофы (так называемый цикл с «Потопом», итальянский карандаш, перо, около 1514-16), в которой раздумья о ничтожестве человека перед могуществом стихий сочетаются с рационалистическими представлениями о цикличности природных процессов.

vitruvian-man

Важнейшим источником для изучения воззрений Леонардо да Винчи являются его записные книжки и рукописи (около 7 тыс. листов), написанные на разговорном итальянском языке. Сам Леонардо да Винчи не оставил систематического изложения своих мыслей.

1352555787-0163089-www.nevs

«Трактат о живописи», составленный после смерти Леонардо да Винчи его учеником Ф. Мельци и оказавший огромное влияние на европейскую художественную практику и теоретическую мысль, состоял из отрывков, во многом произвольно извлечённых из контекста его записок. Для самого Леонардо да Винчи искусство и наука были связаны неразрывно. Отдавая в «споре искусств» пальму первенства живописи, Леонардо да Винчи понимал её как универсальный язык (подобный математике в сфере наук), который воплощает посредством пропорций и перспективы все многообразные проявления разумного начала, царящего в природе.

103728211

Как учёный и инженер Леонардо да Винчи обогатил проницательными наблюдениями почти все области науки того времени, рассматривая свои заметки и рисунки как подготовительные наброски к гигантской энциклопедии человеческих знаний. Скептически относясь к популярному в его эпоху идеалу учёного-эрудита, Леонардо да Винчи был наиболее ярким представителем нового, основанного на эксперименте естествознания.

1352555802-0161757-www.nevs

Пропорции. Витрувианский человекСобранные Леонардо да Винчи наблюдения над влиянием прозрачных и полупрозрачных сред на окраску предметов, отражённые в его живописи, привели к утверждению в искусстве Высокого Возрождения принципов воздушной перспективы. Универсальность оптических законов была связана для Леонардо да Винчи с представлением об однородности Вселенной; он, подобно Николаю Кузанскому, был близок к созданию гелиоцентрической системы, считая Землю «точкой в мироздании».
Изучая устройство человеческого глаза, Леонардо да Винчи высказал правильные догадки о природе бинокулярного зрения.

1352555798-0163443-www.nevs

В анатомических исследованиях Леонардо да Винчи, обобщая результаты вскрытий, в детализированных, тяготеющих к иллюзии стереометричности рисунках заложил основы современной научной иллюстрации. Леонардо да Винчи впервые описал ряд костей и нервов, высказал новаторские предположения об антагонизме мышц, особое внимание уделял проблемам эмбриологии и сравнительной анатомии.

1352555795-0162260-www.nevs

Леонардо да Винчи умер 2 мая 1519, оставив по завещанию свои рисунки и бумаги Франческо Мельци, ученику, который хранил их всю свою жизнь. Но после его смерти все бесчисленные бумаги разошлись по всему миру, часть утеряна, часть хранится в разных городах, в музеях мира.

1352555791-0163444-www.nevs

Осталось большое количество рисунков Леонардо, сделанных сангиной, цветными мелками, пастелью (именно Леонардо приписывается изобретение пастели), серебряным карандашом, мелом.