Радна Филиппович Сахалтуев — украинский художник и кинорежиссёр-мультипликатор.

Радна Филиппович Сахалтуев — 15 мая 1935, Улан-Удэ, Бурят-Монгольская АССР, — украинский художник и кинорежиссёр-мультипликатор. Заслуженный художник Украины, Народный художник Украины, один из создателей современной украинской мультипликации. Книжный график.

bb139723ff




Родился в бурятской семье. Отец, Сахалтуев Филипп Михайлович, получил образование в Московской сельхозакадемии им. Тимирязева, работал зоотехником в заповеднике Аскания-Нова, на станции Иро. В 1921 году был мобилизован в ряды Азиатской конной дивизии барона Унгерна. В 1937 году арестован по 58-й статье за «контрреволюционную деятельность», в 1938 году умер в тюрьме.

8f75084057

В 1955 году поступил в Институт кинематографии в Москве, на художественный факультет, в группу рисованного кино. Преподаватели: режиссёр, художник, сценарист Иван Иванов-Вано, график Богородский (зав. кафедрой рисунка и живописи), Сазонов, Пименов. ВПосле окончания института Сахалтуева, молодого специалиста-художника рисованного кино, направляют на Украину на только что созданную мультипликационную студию при „Киевнаучфильме“. И это сам Радна Филиппович считает определяющим в его дальнейшей судьбе. Творческий тандем с Давидом Черкасским, сложившийся с первого же совместного фильма «Тайна черного короля», станет, пожалуй, самым продолжительным и плодотворным союзом двух талантливых творцов. Именно Сахалтуев и Черкасский в «Приключениях капитана Врунгеля» (1-3 серии,1976) в полной мере реализовали этот особый прием сочетания рисованных и реальных персонажей, введение их действий в единое экранное пространстве, и эта работа становится началом лучшего отечественного мультсериала.
zajchishka-zabludilsja-large-6

Затем следует блистательный сериал «Доктор Айболит» – настоящий шедевр не только отечественной, но и мировой мультипликации:

И, наконец, не менее легендарный по популярности среди маленьких и взрослых любителей «мультяшек» «ОСТРОВ СОКРОВИЩ» («КАРТА КАПИТАНА ФЛИНТА» (1986); «СОКРОВИЩА КАПИТАНА ФЛИНТА»(1988), полнометражный фильм, где авторами продемонстрирован полный набор современных техник!

Vrungel12-1

— Радна Филиппович, кто и как придумывал такие яркие образы?
— С режиссером всех этих картин Давидом Яновичем Черкасским мы работали вместе с 1961 года. Так долго, наверное, никто совместно проработать не может. Думаю, если бы я вмешивался в его дела, капризничал: «Мне это не нравится. Я это вижу по-другому», мы бы очень быстро разошлись. Но у меня другая установка. Я считаю своим долгом выполнять предписания режиссера.

217e404691

Мы с ним никогда не разговаривали об искусстве. Так, чисто бытовые беседы, приправленные матом и выпивкой.

Додик (Черкасский. — Ред.) — замечательный рисовальщик, и он чувствовал картинку. Мультипликационные персонажи, как вы сами понимаете, обычные уроды. В жизни не бывает таких людей — пропорции смещены, а все для того, чтобы их было удобно рисовать. Ведь картинки проходят через целые цеха, прорисовать персонаж должны разные работники, и не каждый может воплотить в рисунке то, что придумал художник. Додик это чувствует, а вот я — не очень. Хотя очень люблю процесс мультипликации, сам окончил профильный факультет во ВГИКе, но почувствовать это чувство смены пропорций мне не дано.

db1acb2814

— Как долго раньше работали над картинами?
— На студии работало около двухсот человек на все картины. Деление шло по группам, каждая по десять человек. Картина отправлялась по цехам — по всей этой неповоротливой системе. Три серии мы делали за год. Тогда действовала плановая система, в том числе и в сфере мульти-пликации, и завершение года превращалось в какое-то сумасшествие. Если присмотреться, то концы картин, как правило, получаются смазанными. Это потому, что не успевали. Причем смысла в этой гонке не было никакого. После сдачи картины долго лежали, ждали переделок и выпуска.
Сейчас все происходит быстрее. В принципе, ты можешь сделать картину сам. Главное — наличие времени и материальных возможностей. Даже если рисовать вовсе не умеешь, можно найти приемлемую форму — и вперед! Вон как «Масяня» пошла, хотя это дилетантство чистой воды.

j1725715_1337065657

— А когда вы впервые взялись рисовать?
— Да кто в детстве не рисовал? Вот и я, как все, потихоньку. В Улан-Удэ, где я родился, был кружок в Доме пионеров, там я и начинал. В советские времена, кровавые и с дефицитом, воспитание подрастающего поколения было на высоком уровне.

— Потом был Всесоюзный государственный институт кинематографии в Москве. Трудно было попасть туда из Бурятии?

— Если бы я сейчас поступал во ВГИК, то не прошел бы ни за что. Все платное. В 1955 году, когда я поступал, было непросто. Конкурс на одно место был приличный, но я прошел с первого раза — мне повезло. Дело было при Хрущеве, а он был человек со странностями и москвичей не любил. Я поступал вместе с Валерой Левенталем (народный художник СССР, художник-постановщик Большого театра. — Ред.), который был выше нас, провинциалов, по всем статьям. Он поступил только со второго раза. Сына члена академии художеств принимать не хотели — можете себе такое представить? Вот такое было время.

Со мной диковатые ребята учились. Киргиз был, так он по-русски еле говорил. На него даже на военной кафедре рукой махнули.

Зато в тот период во ВГИКе подготовили великих людей: Винграновского, Шукшина, Тарковского. Недавно Наталья Кустинская умерла, а вот я вспоминаю, что она через год после меня во ВГИК поступала. Тогда красавицы пришли просто потрясающие. Мы, несчастные, на этих девок красивенных смотрели, а они на нас и внимания не обращали.

Помню картинку неимоверной яркости: май месяц, светит слепящее солнце. Мы выходим из института, а на крыльце стоят молодая и шикарная Людмила Гурченко со своим мужем Борисом Андроникашвили. Он княжеских кровей, полугрузин. Рядом другие красавцы грузины — братья Шенгелая. Все хохочут, все так ярко. А тут мы на их фоне — замарашки-провинциалы.

Художник-постановщик
«Дракон» (1961)
«Весёлый художник» (1963)
«Тайна чёрного короля» (1965)
«Буквы из ящика радиста. Три буквы…» (1966)
«Колумб причаливает к берегу» (1967)
«Легенда о пламенном сердце» (1967)
«Пугало» (1968)
«Сказка про лунный свет» (1968)
«Крымская легенда» (1969)
«Мистерия-Буфф» (1969)
«Короткие истории» (1970)
«Волшебник Ох» (1971)
«Моя хата с краю» (1971)
«Вокруг света поневоле» (1973)
«Зайчишка заблудился» (1973)
«Приключения капитана Врунгеля» (1977—1979)
«Каиновы слёзы» (1981)
«Семейный марафон» (1981)
«Свадьба Свички» (1982)
«Крылья» (1983)
«Доктор Айболит» (1984—1985)
«Остров сокровищ» (1987—1988)