Алан Парсонс — Day After Day…The Show…

Алан Парсонс (родился 20 декабря 1949) добился высокой репутации студийного мастера совместной деятельностью с самыми выдающимися исполнителями на рубеже 60-70-х годов.


Свою карьеру в студии он начал, когда «Beatles» взялись за работу над альбомом «Abbey road». В 1971 году Алан появился в качестве звукорежиссера у Пола Маккартни на записи «Wild Life» и «Red Rose Speedway», однако свое настоящее «боевое крещение» получил некоторое время спустя, работая вместе с «Pink Floyd» над легендарным диском «Dark Side Of The Moon». До того, как Парсонс приступил к записи своего первого сольного альбома, он успел еще отметиться сотрудничеством с Аланом Стюартом, Джоном Майлзом и группой «Hollies», а также работал в американских студиях. Там же и родились два его первых сольных альбома. На пластинке «Tales Of Mystery And Imagination Edgar Allan Poe» Парсонс сделал попытку перевода на язык симфонического рока мрачной и загадочной прозы Эдгара По. Такая литература, по мнению Парсонса, представляла идеальный материал для либретто современной роковой оперы. И действительно — несмотря на то, что все в этом альбоме было нетипичным — начиная с многостраничной, имитирующей пожелтевшую бумагу, вкладки, до обложки с загадочными силуэтами то ли мумий, то ли компьютеров, от психоделических текстов до тяжелой, суперсовременной музыки — диск был хорошо принят и критиками, и слушателями. На втором диске вновь появилась «озвученная философия» Парсонса: пластинка была посвящена опасностям, возникающим, по мнению композитора, при создании роботов. Парсонс стал первым музыкантом, пробившим барьер отождествления у широкой публики творца роковой музыки с обаятельным и процветающим певцом или инструменталистом, чьи непринужденно-раскованные, неукротимо-темпераментные или дико заросшие, соответственно, позы, фигуры и лица были до мельчайших деталей спроектированы опытнейшими профессионалами. Он показал, что на первом плане может находиться и человек в наушниках, сидящий в студии среди огромного количества приборов, регулирующий уровни и спектр комбинируемых им сигналов и склеивающий куски монтируемой им пленки. Бравурная трактовка техники и электроники, как средства выражения в «новом музыкальном языке», кажется в творчестве Алана Парсонса столь же естественной, как и его постоянные обращения к литературной и философской трактовке, достаточно удаленной от банальной «поп-энд-роковой» музыки. Главным соавтором овеянных ореолом мистицизма пластинок группы Парсонса «Alan Parsons Project», в том числе и последующих «Pyramid» и «Eve», стал Эрик Вулфсон, который являлся не только автором текстов, но также и сокомпозитором большинства созданных группой произведений. Если диск «I Robot» был взглядом из сегодняшнего дня в будущий, то следующий альбом можно назвать взглядом из сегодня в прошлое. Тему египетских пирамид Парсонс и Вулфсон выбрали не случайно. «Вряд ли в последние годы в США писали о чем-нибудь больше, чем о пирамидах и их некоей магической силе», — говорил Вулфсон. Однако менялся исходный характер концептуальных альбомов. Некоторые песни диска «Pyramid» выпадали из общей темы. На этом же лонгплее выкристаллизовался состав «Alan Parsons Project», почти не менявшийся долгое время: кроме Парсонса и Вулфсона, в нем играли гитарист Йен Бейрсон, басист Дэвид Пэйтон, ударник Стюарт Эллиот и клавишник Дункан Маккей. Следующие диски не принесли, в общем, ничего нового. Напротив – «Project» стали группой, исполняющей в основном усредненный поп-рок, в котором не хватало оригинальности и изобретательности. Но в коммерческом плане группа изрядно преуспела, особенно на европейском рынке. В 1979 году ансамбль имел в хит-парадах одновременно четыре песни — успех, доступный разве только «Beatles». Меньше удовлетворения выказала профессиональная критика. Об альбоме «Eve», посвященному отношениям мужчины и женщины, стали все чаще раздаваться критические отзывы. Парсонс был обозначен как роковый вариант Перси Фэта и Джеймса Ласта. Но популярности у слушателей он не утратил — это доказал и следующий диск «The Turn Of A Friendly Card», на котором Вулфсон дебютировал в качестве вокалиста. Одновременно это оказался последний диск, обладающий монотематическим характером — о переменчивом счастье в азартной игре, о связи азарта и политики, об эмоциях, связанных с игрой в карты, о мистике, связанной с розыгрышем партий. Двойной «платиновый» статус, завоеванный этим альбомом, показал, что для Парсонса карта и на этот раз легла счастливой стороной. С энтузиазмом был воспринят и диск «Gaudi», посвященный творениям прославленного архитектора. После альбома «Freudiana» о жизни Зигмунда Фрейда Эрик Вулфсон покинул своего коллегу и занялся работой с другими музыкантами. В 90-х Парсонс вернулся к идее своего «Проекта», выпустив диски «Try Anything Once» (1993), «On Air» (1996) и «Time Machine» (1999) с большим количеством приглашенных вокалистов и других музыкантов, с симфоническим оркестром. Музыка современного Парсонса — красивый «атмосферный» AOR c арт-элементами.