Первая печатная иллюстрированная русская азбука 1694 год

Карион Истомин – известный издатель, педагог, переводчик, общественный деятель XVII века. Образование получил в Славяно-греко-латинской академии. На Московском Печатном Дворе работал писцом, чтецом (корректором), справщиком (редактором) и, наконец, издателем.

11

Преподавал греческий и латинский языки в типографской школе. Был придворным поэтом и учителем детей царской фамилии, как Симеон Полоцкий. Для обучения царских детей ( в том числе и юного Петра I) создал несколько учебных книг, сохранившихся в рукописях, в том числе «Грамматику малую». Но главная его заслуга заключается в создании «Букваря в лицах», т.е. лицевого (иллюстрированного) букваря, работа над которым продолжалась в течение нескольких лет.

istomin

Сначала был подготовлен рукописный экземпляр, расписанный золотом и красками, который составитель поднес в 1692 году матери Петра I, царице Наталии Кирилловне, для ее внука, царевича Алексея. Другой экземпляр рукописного букваряполучили двоюродные сестры царевича, малолетние дочери царя Иоанна Алексеевича.

istomin1

Одновременно шла работа по подготовке к изданию «Букваря» для более широкого его распространения. Но для издания типографским способом «Букварь» представлял определенные трудности, так как был богато иллюстрирован. Для исполнения своего замысла К. Истомин привлек известного гравера – печатника Леонтия Бунина, специалиста по гравированию на медных пластинках. Ему принадлежал стан для печатания гравюр с медных досок. В то время такого стана не было даже в старейшем центре российского книгопечатания – в Московском Печатном Дворе.

istomin3

Роль Л. Бунина в создании «Букваря» столь значительна, что составитель на последней странице представляет его как соавтора: «Сий Букварь счини Иеромонах Карион Истомин, а знаменил (рисовал)
и резал Леонтий Бунин».

istomin4

Печатное издание «Букваря» вышло в 1694 году в Московском Печатном Дворе тиражом 106 экземпляров. Букварь имеет 44 листа и открывается фронтисписом, на котором дан текст в фигурной рамке, поясняющий содержание и назначение книги.

istomin5

Наверху изображен Христос, обучающий детей. В руках у детей свитки с названиями наук: астрономия, риторика, философия, грамматика, геометрия. Внизу – посвящение в стихах, где упоминается имя составителя и дата выхода букваря в свет. Букварь называется «Букварь славянороссийских писмен уставных и скорописных, греческих же, латинских и польских со образованиями вещей и со нравоучительными стихами: Во славу Всетворца Господа Бога, и в честь Пречистыя Девы Богородицы Марии, и всех святых».

istomin6

От всех известных предыдущих букварей данный отличается и содержанием, и структурой. Каждой букве отводится отдельная страница, на которой изображение буквы дается в виде одной или двух человеческих фигур в разнообразных позах и костюмах. Многие фигуры изображены в рыцарской одежде, в шлемах и латах. За фигурным инициалом (заглавная буква) следуют образцы печатного и строчного написания буквы. Вторая строка отведена скорописным знакам. Целая строка посвящается изображению греческих и латинских букв с их названиями, т.е. сделана попытка одновременного постижения алфавита славянского, греческого и латинского. Центральную часть страницы занимают изображения людей, предметов быта, животных, растений, названия которых начинаются с данной буквы.

istomin7

Содержание «Букваря» очень пестро и многообразно. Перед автором стояла сложная задача подбора слов. К.Истомин использовал «Лексикон славянорусский» Памвы Берынды (Киев,1627г.), рукописные Азбуковники XVI I века, тексты Библии и многие другие источники.

istomin8

Помимо животных, растений, предметов быта, известных каждому ребенку (делва – бочка; ширинка – платок, скатерть; шишак – шлем; мрежа – рыболовная сеть; кокоша – курица-наседка и другие) в «Букваре» представлены заморские растения и животные (виноград, слон, кипарис, лев и другие). Кроме того, изображены сказочные, мифологические, библейские существа и персонажи (змей, аспид, иппокентавр, Адам, Афродита, Гамаюн и т.д.), люди разных профессий (звездозаконник, историограф), части света (Америка, Африка, Азия), предметы, применяемые в богослужении (потир, рипида, свешник, хоругвь, митра, купель, епитрахиль, аналой и другие).

istomin9

Букварь К.Истомина можно считать своеобразной детской
энциклопедией, так как тексты книг вместе с иллюстрациями, помимо обучения чтению, расширяли кругозор учащихся.
Данный «Букварь» представляет большой интерес еще и потому, что его составитель использовал принцип наглядности обучения вслед за чешским педагогом Яном Амосом Коменским, с произведениями которого был знаком. В этом «Букваре», в отличие от предыдущих (например, от азбуки И.Федорова), отсутствуют слогосочетания. Составитель отошел от практики за зубривания слогов и предложил картинки, которые начинаются с нужных слов (брань, град и т.д.). Как сказано в предисловии книги, «По всяким же письменем ради любезного созерцания отрочатам учащимся предложены виды (картинки) во удобное звание в складе: да что видит сие и назовет слогом письмене».

Подобные приемы только через сто с лишним лет, в XIX веке, были использованы в русских букварях.
Одновременно с обучением чтению ребенок обучался письму. Учащимся предлагаются различные начертания печатных и строчных букв. Копируя образцы письма, учащиеся лучше усваивали материал.
В «Букваре» К. Истомина, в отличие от книг других авторов, нет грамматического раздела, так как в серединеXVII века Московский Печатный Двор печатал грамматику славянского языка отдельными изданиями. Так, в 1648 году была напечатана знаменитая «Грамматика» Мелетия Смотрицкого.
Из церковных текстов в «Букварь» включены краткие молитвы. Укажем и еще одно несомненное достоинство « Букваря» К. Истомина, которое отражает прогрессивное мировоззрение составителя, – букварь предназначен для обучения мальчиков и девочек – « имущим учитися отрокам и отроковицам мужем и женам писати».

Ценность «Букваря» состоит еще и в типографском его исполнении. Издание было значительным шагом вперед в развитии книгопечатания, в распространении русской гравюры на металле.

Таким образом, на пороге XVIII века был создан новый учебник, отражающий педагогические идеи русского просветителя, новые тенденции русского искусства XVII века, западноевропейские художественные веяния и энциклопедические представления русского человека XVII века. Издание, безусловно, является памятником книжной культуры, показывает уровень развития образования и педагогической мысли и является предтечей развития просвещения в XVIIIвеке.

Л.Н.Аверьянова,
гл. библиотекарь фонда редких
книг Государственной научной педагогической библиотеки
им. К.Д.Ушинского