Рафаэль Санти. Поэзия образов.

Рафаэль Санти – итальянский художник, архитектор. Родился 26.03.1483 в Урбино, в семье художника Джованни Санти. Первый учитель — Перуджино. В 1500 году уже стал известен как профессиональный художник, живописец.

Рафаэль Санти. Поэзия образа.


Ещё через 4 года стал работать во Флоренции, а в 1508 его пригласил в Рим сам папа Юлий второй, работать вместе с Микеланджело при дворе. Первые его задания на новом посту были роспись парадных покоев Ватиканского дворца и руководительство над строительством собора святого Петра.

1303450166_izvedeniepetraiztemnici

В работах Рафаэля Санти присутствует необычайное согласие форм, гармония красок и движений. Это прослеживается даже в небольших его картинах: Мадонна Конестабиле, Сон рыцаря, Три грации…

1303450167_disputa

Огромную роль в жизни Рафаэля Санти и в его искусстве сыграл переезд в Рим, где он стал перенимать мастерство Леонардо да Винчи. Вслед за ним, он стал много рисовать с натуры, а также более углублённо изучать анатомию, механику движений, различные сложные позы, необычные ракурсы.

1303450189_madonna_di_folinio

Флорентийскому периоду творчества Рафаэля Санти присущи серия картин Мадонна. Среди них особо выделяются Мадонна с младенцем, Сикстинская мадонна, Мадонна со щеглом, Прекрасная садовница и другие. В более чем десяти картинах варьируется один и тот же мотив: юная мать и маленькие дети, организующие, так называемую, пирамиду, которой часто пользовались мастера Возрождения.

1303450179_adamieva

Наверное, одним из самых величественных творений художника стали роспись Станцы делла Сеньятура (1509-11). В этой росписи присутствуют такие творения, как Диспута, Парнас, Афинская школа, среди них более сорока персонажей, ни один из которых не повторяет позу и фигуру другого. Все они сплетены каким-то невидимым ритмом, который перетекает от одной фигуры к другой.
К числу лучших работ мастера так же относятся роспись Станце Элидора (1512-14), роспись сводов капеллы Киджи (1513-14) и его великие картины. Умер Рафаэль Санти в Риме 06.04.1520.

«Мадонна Грандука». 1504–1505. Палаццо Питти, Флоренция

af04d617-82a3-4782-9d79-1cb

Свой аристократический титул эта «мадонна» получила по принадлежности к коллекции Великого герцога (по-итальянски granduca) Тосканского Фердинанда III. Бежавший от Наполеона, вторгшегося в его домен, герцог, уже будучи у родственников в Вене, приобрел эту работу в 1799 у потомков флорентийского художника XVII века Карло Дольчи. Говорят, что герцог считал ее чуть ли не чудотворной – она всегда висела в его спальне. Так или иначе она сопровождала Фердинанда все 15 лет его скитаний до возвращения в родную Флоренцию, когда он водворил ее наконец в Палаццо Питти. Для искусствоведов Мадонна Грандука интересна по многим причинам. Во-первых, это одна из первых «мадонн», написанных Рафаэлем по прибытии во Флоренцию и под влиянием Леонардо да Винчи. Во-вторых, она первоначально должна была быть в виде тондо. Почему так и не «закруглилось» – загадка. В-третьих, не раз записанный фон скрывает (как выяснила уже давно рентгенография) некие намеки на пейзаж, как бы виденный через окно… А есть еще и в-четвертых, и в-пятых, за которыми стоят споры маститых искусствоведов.

«Автопортрет». 1506. Галерея Уффици, Флоренция

81841173-7a01-403c-8cd7-e99

Одно время в отношении этой работы были сомнения: автопортрет или не автопортрет? К тому же он был записан. Потом все признали работу как каноническую. Вообще-то Автопортрет 23-летнего художника несколько нарциссический и женоподобный. Но ведь и молва наделяла мастера титулом «божественный», а у божественности пола нет. За почти документальный автопортрет маэстро принято считать его в профиль как бы древнегреческого мастера Апеллеса на фреске Афинская школа в станцах в Ватикане. Однако в качестве «идентификационного имиджа» в истории закрепилось именно это изображение 1506 года. Неслучайно почта СССР выпустила в 1983 году к 500-летию мастера комплект марок, главная из которых с Автопортретом из Уффици была снабжена мраморной надписью: «Искусство Рафаэля принадлежит к высшим достижениям итальянского Возрождения».

«Портрет Аньоло Дони» и «Портрет Маддалены Строцци». 1506. Палаццо Питти, Флоренция

02451c3e-bed3-4076-bfb0-28f

Как писал Джорджо Вазари в своих Жизнеописаниях: «Пока Рафаэль был во Флоренции, Аньоло Дони, который был столь же скуп во всех прочих своих расходах, насколько он охотно, хотя и с еще большей осмотрительностью, тратился, будучи большим любителем, на произведения живописи и скульптуры, заказал ему свой портрет и портрет своей жены в той самой манере». Действительно, манера у Рафаэля стала меняться во Флоренции, где он увидел работы «старших» — Микеланджело и Леонардо, в частности Джоконду. Об этом свидетельствует и разворот корпуса, и положение рук Маддалены Строцци. Однако Рафаэль поскупился на душевные характеристики портретируемой. Он «показал натуру флегматичную, неприятно капризную, несколько ленивую» (очерки По Италии Валерия Прокофьева). Ее же супруг — воплощение сдержанного гармонией горячего темперамента, обаяния настороженного хищника.

Портрет Маддалены Строцци. 1505–1506. Палаццо Питти, Флоренция

c90c132d-92bc-4f59-9c83-c4e