Александр Александрович Алексеев — художник-график, мультипликатор

Александр Александрович Алексеев (фр. Alexandre Alexeïeff, 5 августа 1901, Казань — 9 августа 1982, Париж) — русско-французский художник-график, книжный иллюстратор, аниматор. Изобретатель игольчатого экрана (патент № 387554 от 11 июля 1935 года).

p_f


Александр Алексеев родился в 1901 году. Вскоре после революции он покинул Россию и поселился в Париже. Там Алексеев поступил в ученики к Сергею Судейкину; несколько лет работал как театральный декоратор – сначала под руководством мэтра, а потом и самостоятельно.

3-2_1

3-3

3-4

3-6

04-alexander-alexeieff-aqu

740x485

48875_600

14915176_1818266148456139_5

14956032_1818266111789476_2

14962683_1818266115122809_2

15027982_1818266108456143_4

4456628746_0726247ed9

alekseev2_jpg_6039

imgtmk2

medium_3-1_1

Решив заняться иллюстрированием редких, малотиражных изданий, Алексеев по учебнику освоил технику гравюры на дереве, затем – гравюры на металле и литографии. В общей сложности вышло более тридцати книг с его иллюстрациями, а знаменитость мастер принес цикл работ к «Братьям Карамазовым».
В гравюрах Алексеева соединились театральность мирискусников, сложная геометрия позднего кубизма, и фантомная образность сюрреалистов. Но более всего – язык авангардной фотографии и кино: резкое кадрирование, наложения, просвечивания, «перетекания» форм. Последовательность листов строится как смена планов; композиции связаны повторяющимися мотивами (такие же переклички связывают разные книги Алексеева, превращая их в подобие единой киноленты).
В начале 1930-х годов Алексеев изобрел и сконструировал игольчатый экран, на котором снял свой первый анимационный фильм – «Ночь на Лысой горе». С этого момента и до самой смерти мастера (1982) его творчество связано прежде всего с анимацией. Однако и книжную графику Алексеев не забрасывает — даже наоборот, привнося опыт мультипликатора. Ярче всего это проявилось в иллюстрациях к «Доктору Живаго» (1959), «Игроку» и «Запискам из подполья» (1967).

В Эрмитаже впервые проходит ретроспектива книжной графики Александра Алексеева – выдающегося иллюстратора и мультипликатора, пионера художественной анимации. На выставке представлены все книжные работы мастера – от ранних до выпущенных посмертно. Все они, за исключением нескольких листов, принадлежат Марку Ивановичу Башмакову, одному из первых ценителей и популяризаторов творчества художника в нашей стране.

Как аниматор оказал глубокое влияние на творчество Стэна Брекиджа, Юрия Норштейна, Нормана Мак-Ларена, который снял о нём два фильма (1960, 1972).