Умберто Эко. В поисках сокровищ.

Оригинал статьи:
http://gorbutovich.livejournal.com/121995.html
http://gorbutovich.livejournal.com/122250.html

Перевод очерка «Andare per tesori» из: Umberto E. Costruire il nemico e altri scritti occasionali. Иллюстрациями выступают реликварии из Метрополитен-музея, Нью-Йорк. К тексту они не имеют отношения.

Умберто Эко. В поисках сокровищ.

Около 1150, Лимож. Реликварий-ларей из церкви Святого Марциала в Шампаньи.


Отправиться на поиски сокровищ, несомненно, увлекательное приключение. Оно того стоит: организовать как следует поездку и следовать маршруту, который приведет тебя к самым удивительным реликвиям, кои можно отыскать даже в неприметных аббатствах. Возможно, уже не стоит ехать в Сен-Дени, пригород Парижа, где в XII веке великий Сюжер, утонченнейший коллекционер, любитель драгоценных камней, жемчугов, изделий из слоновой кости, золотых канделябров, расшитых алтарных балдахинов, превратил эту коллекцию ценностей в своего рода религиозный культ, основу философско-мистической теории. Увы, ковчежцы, ритуальные сосуды, королевские облачения, служившие для церемоний рукоположения, погребальная корона Людовика XVI и Марии Антуанетты, полотно с изображением поклонения пастухов, подаренное королем-солнцем [2], – все это утеряно, за исключением разве что самых ценных реликвий, которые можно увидеть в Лувре.

Около 1150, Лимож. Реликварий-ларец из аббатства Святого Марциала в Лиможе, где Святой Марциал Лиможский почитался тринадцатым апостолом

Зато не стоит упускать кафедральный собор Св. Вита в Праге: там можно увидеть черепа св. Адальберта и св. Венчеслава, меч св. Стефана, фрагмент распятия, скатерть с Тайной вечери, зуб св. Маргариты, фрагмент большой берцовой кости св. Виталия, ребро св. Софии, подбородок св. Эобана, посох Моисея, облачение Мадонны. Обручальное кольцо св. Иосифа, которое числилось в каталоге легендарной сокровищницы герцога Беррийского [3], ныне утеряно, но должно, по идее, находиться в соборе Парижской Богоматери. В королевской сокровищнице в Вене можно оценить фрагмент яслей из Вифлеема, суму св. Стефана, копье, поразившее Иисуса [4], и гвоздь с Распятия, а также меч Карла Великого, зуб св. Иоанна Крестителя, предплечье св. Анны, вериги апостолов, фрагмент одеяния Иоанна Богослова и еще один фрагмент скатерти с Тайной вечери.

Shoe Reliquary. Date: ca. 1350–1400. Culture: French or Swiss. Medium: Leather and Iron.

Но вот парадокс: чем ближе сокровища к людям, тем равнодушнее люди к ним. Думаю, редкие миланцы, не говоря уже о туристах, когда-нибудь бывали в сокровищнице Миланского кафедрального собора. А ведь там находится достойное восхищения Евангелие Ариберта (ХI век), украшенное восхитительными позолоченными эмалевыми плакетками cloisonné в оправах из драгоценных камней.

Chasse. Date: 13th century. Made in Limoges, France. Medium: Copper-gilt and champlevé enamel.

Поиск драгоценных камней и их особых свойств – еще один вид увлекательного приключения для тех, кто неравнодушен к сокровищам. Интерес не только в том, чтобы определить алмаз, рубин или изумруд, но и те камни, которые так часто упоминаются в священных текстах: опал, берилл, агат, яшму, сардоникс. Очень важно уметь отличить подлинный камень от фальшивки. В том же миланском Дуомо находится огромная серебряная статуя св. Карла эпохи барокко. Поскольку заказчикам или дарителям серебро казалось слишком дешевым материалом, они отяготили грудь статуи крестом, усыпанным сияющими камнями. Некоторые, если верить каталогу, – настоящие, другие – всего лишь подкрашенный хрусталь. Но тут уж лучше забыть о товароведческой скрупулезности и наслаждаться тем, чего создатели таких творений хотели добиться, – общим эффектом сияния и роскоши. Еще и потому, что основная часть ценных составляющих сокровищ аутентичны: в сравнении даже с боковой витриной любой сокровищницы, витрины большинства ювелирных магазинов Парижа – не более, чем прилавки блошиного рынка.

Plaque from a Reliquary Shrine. Date: ca. 1185.

Посоветовал бы взглянуть и на гортань св. Карла Борромео и с еще большим вниманием задержаться у надгробия Пия IV – небольшой часовенки с двумя колоннами из лазурита и золота, которые обрамляют сцену его положения в золотую гробницу. Сверху установлен золотой крест с тринадцатью алмазами на шаре из пестрого оникса и возвышается небольшой фронтон, украшенный золотом, агатом, лазуритом и рубинами.

Chasse. Date: 12th century. Culture: German. Medium: Silver-gilt, wood, gems

Следуя дальше, в глубь веков, можно обнаружить ларец амвросианского периода [5], предназначенный для мощей апостолов, – из чеканного серебра, с восхитительными барельефами. Правда, для барельефов больше подошла бы чарующая дымка слоновой кости, которую мы наблюдаем в так называемом Пятичастном складне [6], – это равеннское искусство V века, отображающее сцены из жизни Христа, где в центре Агнец Божий в серебряных с позолотой ячейках, покрытых смальтой. Это единственный объект, сохранивший, пусть и поблекший, колорит старой слоновой кости. Вот примеры того искусства, которое в исторической традиции принято уничижительно называть «малым». Естественно, это неверно, и если есть в нем что-то от «малого» (того, что с художественной точки зрения ценится меньше), так это сам собор. Если бы случилось наводнение и меня спросили, что спасать – Дуомо или Пятичастный складень, – я бы выбрал, конечно, последний, и совсем не потому, что он удобнее расположен в своей нише.

Reliquary. Date: ca. 1175–1200 (rock crystal); early 19th century (setting). Made in France

Но, даже если принять во внимание капеллу св. Карла с телом святого, изготовленную из серебра и хрусталя (форма показалась мне более чудесной, чем содержимое), сокровищница Дуомо демонстрирует далеко не все, что могла бы. Изучая опись украшений и священных предметов миланского собора, понимаешь: то, что названо собственно сокровищницей, – лишь малая часть собрания, разбросанного по всяческим ризницам, которые хранят восхитительные предметы: вазы, изделия из слоновой кости и золота, любопытнейшие реликвии вроде шипов с тернового венца Иисуса, фрагмента Креста, различные сухожилия св. Агнессы, св. Агаты, св. Катерины, св. Пракседы и святых Семплициана, Гая и Герунция.

Reliquary. Date: ca. 1200–1220. Made in Limoges, France.

Посещая сокровищницы, не стоит слишком академично подходить к реликвиям, иначе вы рискуете потерять веру – как в случае с легендой, утверждающей, что в XII веке в одном немецком соборе был обнаружен череп 12-летнего св. Иоанна Крестителя. Однажды в монастыре у горы Афон, разговорившись с монахом-библиотекарем, я выяснил, что он был студентом Ролана Барта в Париже и участвовал в «Движении 1968» [7]. Поняв, что имею дело с высокообразованным человеком, я спросил у него, верит ли он в аутентичность реликвий, к которым сам каждый день припадает. Монах лукаво улыбнулся и сказал, что главное не аутентичность, а вера и что он сам, целуя реликвии, сообщает им мистический оттенок. Иными словами, не реликвия создает веру, а вера – реликвию.

Ковчег для руки Святого Лахтина. Начало XX века, оригинал – 1106 г.

Но и неверующий вряд ли устоит перед очарованием чуда. Во-первых, тому способствуют сами чудотворные объекты – все эти пожелтевшие хрящи неизвестного происхождения, отталкивающие и в то же время волнующие и загадочные, эти остатки одежды, непонятно какой эпохи, – выгоревшие, полинялые, истрепанные, порой свернутые внутри сосуда, подобно загадочной рукописи в бутылке; материи, часто раскрошившиеся, которые можно принять за ткань и которые еще как-то держатся благодаря металлической или костяной подставкам. Во-вторых, сами реликварии, часто невероятно роскошные, иной раз созданные набожным bricoleur [8] из фрагментов других ковчежцев – в форме башни, небольшого собора со шпилями и куполом или в стиле барокко. Самые красивые реликварии в этом стиле находятся в Вене – это целый лес из минискульптур, благодаря чему предметы порой кажутся часами, музыкальными, волшебными шкатулками. Некоторые из них напоминают поклонникам современного искусства сюрреалистические шкатулки Джозефа Корнелла [9] и футляры, наполненные серийными безделушками от Армани, – светские реликвии, которые тем не менее демонстрируют то же стремление к материалам поношенным и запыленным, к безумному собирательству, и предполагают видение аналитическое, тонкое, не терпящее сиюминутного суждения.

Рука-реликварий. Около 1230, долина реки Маас, Южные Нидерланды / Arm Reliquary.

Любить сокровища – значит еще и понимать, что служило эталоном для средневековых меценатов, для коллекционеров эпохи Возрождения и барокко, вплоть до Wunderkammern [10] немецких монархов: в ту эпоху не существовало четкого различия между священным объектом, необычной находкой и предметом искусства. Горельеф из слоновой кости считался ценным как из-за своей отделки (сегодня мы уже не говорим так об искусстве), так и из-за дороговизны самого материала. И таким же ценным, дорогим, волшебным объявлялся какой-нибудь странный объект. Поэтому сокровища герцога Беррийского – вазы и бокалы огромной художественной ценности – ставились в один ряд с чучелом слона, василиском; яйцом, найденным каким-нибудь аббатом внутри другого яйца; манной из пустыни, кокосовым орехом, рогом единорога.

Reliquary, Hand form. Date: 13th century. Culture: French.

Значит ли это, что все потеряно? Нет, потому что рог единорога находится еще и в сокровищнице Вены и это дает уверенность в том, что единороги существовали, даже если каталог с позитивистской безжалостностью сообщает, что речь идет о роге нарвала [11]. Но в этом случае посетитель, в которого уже вселился дух любителя сокровищ, посмотрит на рог единорога с тем же интересом, что и на агатовую чашу IV века, которую традиционно считают чашей Грааля; на корону, державу и императорский скипетр (великолепные примеры средневекового ювелирного искусства) и – поскольку в сокровищнице Вены хранятся реликвии всех эпох – на императорскую постель с колоннами, где спал несчастный сын Наполеона, король Римский, он же Орленок [12], которого можно считать таким же легендарным, как единорога и Грааль.

Reliquary Finial. Date: 9th–10th century. Culture: Byzantine. Medium: Cloisonné enamel, gold.

Иногда надо уметь забывать о том, что говорит история искусств, и не замечать разницы между просто любопытным объектом и настоящим шедевром. Тогда вы в полной мере насладитесь разнообразием чудес, парадом необычайных вещей, невероятными явлениями. И будете представлять себе череп 12-летнего св. Иоанна, рисуя в воображении вязь из розоватых прожилок, пепельных в глубине, узор из стертых, изъеденных временем сочленений и ковчежец, в котором он хранится, – украшенный голубой эмалью, как Верденский алтарь [13], с пожелтевшей атласной подушечкой внутри и розочками, увядшими внутри хрустальной капсулы и лежащими там без воздуха и движения вот уже две тысячи лет, заключенными туда еще до того, как Креститель вырос и потерял под секирой палача свою (еще одну) голову, более зрелую, но менее ценную с точки зрения мистической и коммерческой. Ведь если предполагаемая голова хранится в римской церкви Сан Сильвестро ин Капите, то предыдущая традиция утверждала, что она находится в кафедральном соборе Амьена, и в любом случае у головы, хранящейся в Риме, должно не хватать нижней челюсти, отвоеванной церковью Сан Лоренцо в Витербо.

Chasse with Christ in Majesty and the Lamb of God. Date: ca. 1180–90. Made in Limoges, France.

В остальном достаточно просто взять географическую карту и наметить посильные маршруты. Например, интересно настоящее Распятие, найденное в Иерусалиме св. Еленой, матерью Константина, которое впоследствии оказалось у персов, а затем в VII веке отвоевано обратно византийским императором Ираклием. В 1187 оно было перенесено крестоносцами на поле битвы при Хаттине [14], поскольку вдохновляло их на победу над Саладином. Но битву, увы, они проиграли, а следы креста навсегда затерялись. И все же в предшествовавшие века от него успели отъять многочисленные фрагменты, которые и по сей день хранятся в разных церквях.


Фрагмент / Chasse with Christ in Majesty and the Lamb of God. Date: ca. 1180–90.

Три гвоздя (два для кистей и один для ног, которые пригвождали вместе), найденные на самом Распятии, были подарены Еленой сыну Константину: по легенде, один из них был укреплен на его боевом шлеме, из другого отлили грызло [15] для его коня. Третий гвоздь, согласно преданию, был сохранен в церкви Иерусалимского Святого Креста в Риме. Гвоздь под названием Сакро Морсо («Священное грызло») хранится теперь в миланском Дуомо, где два раза в год выставлялся перед верующими. А вот следы гвоздя с боевого шлема потерялись; по одному из преданий, сейчас он является частью железной королевской короны, хранящейся в главном соборе Монца.

The Fieschi Morgan Staurotheke. Date: early 9th century. Made in Constantinople . Culture: Byzantine.

Терновый венец, долгое время находившийся в Константинополе, затем был переуступлен королю Франции Людовику IX, который поместил его в Святой капелле, возведенной им специально для этого в Париже. Изначально у венца были десять шипов, но с течением веков их раздали различным церквям, святилищам и людям, каким-то образом связанным с этим предметом. В итоге от венца остались только прутья, переплетенные в форме шлема.

Ясли младенца Иисуса. XV век, Брабант, Южные Нидерланды / Crib of the Infant Jesus. 15th century. Made in Brabant, South Netherlands. Medium: Wood, polychromy, lead, silver-gilt, painted parchment, silk embroidery with seed pearls, gold thread, translucent enamels. Dimensions: 35.4 x 28.9 x 18.4 cm. Other (pillow): 10.8 x 17.1 x 4.4 cm. Bedcover: 17.4 × 16.5 × 0.3 cm. Other (Cavity under thre crib): 5.2 × 2.8 × 0.7 cm. The Metropolitan Museum of Art. Source

Колонна для бичевания находится в Риме, в базилике Санта-Прасседе; Копье судьбы [16], принадлежавшее Карлу Великому и его наследникам, сегодня можно увидеть в Вене; крайняя плоть Иисуса хранилась и выставлялась каждый Новый год в Калькате, местечке в административном центре Витербо, вплоть до 1970 года, когда настоятель сообщил о том, что она украдена. Впрочем, об обладании той же реликвией объявили Рим, Сантьяго ди Компостела, Шартр, Безансон, Мец, Хильдесхайм, Шару, Конк, Лангр, Антверпен, Фекам, Ле-Пюи-ан-Веле, Овернь.

Кровь Иисуса, вытекшая из его раны в грудной клетке, по преданию, была собрана воином Лонгином, который поразил Христа, ударив копьем. Он же якобы доставил кровь в Мантую: сосуд с нею хранится в городском кафедральном соборе. Другая кровь, приписываемая Христу, хранится в цилиндрическом сосуде и доступна для обозрения в Базилике Святой Крови (Heilig-Bloedbasiliek) в Брюгге, в Бельгии. Священная колыбель находится в церкви Санта Мария Маджоре (Рим), священная плащаница, как известно, – в Турине; льняная скатерть, которую Христос использовал при мытье ног апостолам, – в римской церкви Сан Джованни ин Латерано, а также в Германии, в Аквисгране [17]. Именно последняя якобы хранит отпечаток ноги самого Иуды…

Свивальник младенца Иисуса находится в Аквисгране; дом Марии, где случилось Благовещение, был перенесен из Назарета в Лорето усилиями нескольких ангелов; во многих церквях хранятся волосы Марии (например, один волос – в Мессине) или ее молоко; священный пояс (или же пояс Девы Марии) находится в Прато; обручальное кольцо св. Иосифа – в Дуомо Перуджи; обручальные кольца Иосифа и Марии – в Париже; пояс св. Иосифа, привезенный во Францию в 1254 году Жуанвилем [18], – в церкви Фольянти в Париже; его посох – во Флоренции, у камальдолийцев [19]. Фрагменты этого посоха есть, кроме того, в церквях Санта Чечилия и Санта Анастасия в Риме, Сан Доменико в Болонье, Сан Джузеппе дель Меркато. Фрагменты надгробия св. Иосифа находятся в церкви Санта Мария аль Портико и Санта Мария ин Кампителли в Риме.

Перевод с итальянского Натальи Алякринской

[1] Данная статья представляет собой перевод очерка «Andare per tesori», опубликованного в: Umberto E. Costruire il nemico e altri scritti occasionali. Milano: Bompiani, 2011. P. 97–110. © RCS Libri S.p.A. – MilanoBompiani 2011.

[2] Людовик XIV де Бурбон, король Франции (1638–1715). – Здесь и далее примеч. перев.

[3] Герцог Жан Беррийский (1340–1416, Франция) был известен как страстный коллекционер и меценат.

[4] В Евангелии и других источниках сообщается, что на казни Христа присутствовал римский центурион Гай Кассий Лонгин, который пронзил своим копьем правый бок Христа между четвертым и пятым ребрами для проверки, жив тот или нет. Из раны Спасителя вытекли вода и кровь, что означало – он жив. Лонгин, имевший катаракты на обоих глазах и почти не видевший, чудесным образом прозрел, а копье стало величайшей христианской реликвией.

[5] Относящийся к деятельности Амвросия Медиоланского (ок. 340–397)– миланского епископа, проповедника и гимнографа, одного из четырех великих латинских учителей церкви.

[6] Складень – распространенная в Средневековье в странах Центральной Европы форма церковных алтарей, в которых центральная часть могла закрываться и раскрываться с помощью находившихся с его обеих сторон дополнительных «крыльев».

[7] «Движение 1968» (ит. Il Sessantotto) – общественно-политическое движение, родившееся в середине 1960-х годов в США и направленное против войны во Вьетнаме. К 1968 году набрало силу в Европе, отвергало авторитаризм и культ материальных ценностей.

[8] Bricoleur – мастер (фр.)

[9] Джозеф Корнелл (1903–1972) – американский художник, скульптор, кинорежиссер-авангардист. Стал известен после коллективной выставки «Искусство ассамбляжа» в Нью-Йоркском музее современного искусства (1961), где были выставлены его ностальгические коробки, напоминающие детские «секреты».

[10] С VII века существовала традиция европейских правителей устраивать Wunderkammern – кабинеты редких вещей, которые по своему богатству не уступали частным коллекциям.

[11] Нарвал – морское млекопитающее, у самцов имеется бивень длиной до 2–3 метров и весом до 10 кг.

[12] Наполеон II (1811–1832) в бонапартистских кругах носил прозвище Орленок.

[13] Алтарь работы Николаса из Вердена, ювелира и мастера финифти из Лотарингии, находится в Клостернойбурге (Нижняя Австрия) в Аббатстве августинцев, основанном в 1114 году. Содержит богатейшую сокровищницу произведений искусства за восемь столетий. В 1181 году алтарь был завершен, его украшали 45 изразцов, покрытых глазурью и позолотой, на библейские сюжеты.

[14] Битва при Хаттине – сражение, произошедшее 4 июля 1187 года между Иерусалимским королевством крестоносцев и силами мусульманской династии Айюбидов.

[15] Грызло – деталь конской упряжи, часть мундштука, вкладываемая в рот лошади поверх языка.

[16] Копьем судьбы, или Копьем Лонгина, Карл Великий владел после римлян и византийских императоров: считается, что именно оно помогло ему объединить народы Европы.

[17] Аквисграна (лат. Aquisgranum) – старинное название Ахена (Германия, земля Северный Рейн – Вестфалия).

[18] Жан де Жуанвиль – французский средневековый историк, биограф короля Франции Людовика IX Святого.

[19] Камальдулы, камальдолийцы – термин, обозначающий католические монашеские автономные конгрегации, живущие по реформе св. Ромуальда, проведенной им в XI веке.