Модест Петрович Мусоргский и его живые «Картинки с выставки»

Модест Петрович Мусоргский – вдохновенный музыкант, композитор, офицер армии императорской России, выдающийся и чувственный творец.

«Картинки с выставки» -«Баба Яга», «Киевские Богатырские ворота»
Исполняет Святослав Рихтер

Произведение «Картинки с выставки» долгое время оставалось недоступным для публики, оно вышло уже после смерти Мусоргского и было издано в первой своей версии под редакцией другого гениального русского композитора – Н. А. Римского-Корсакова. Последний считал, что «Картинки с выставки» – произведение великолепное, но Мусоргский допустил в нем немало ошибок, которые Римский-Корсаков постарался «исправить». Позже, произведение, сумевшее снискать огромную популярность, вышло и в оригинальном авторском варианте, а лучшее воплощение «Картинок» сумел, как признают критики, создать французский композитор Морис Равель, правда, его версия была оркестровой, в отличие от оригинала.

«Картинки с выставки» Мусоргский посвятил своему другу – рано умершему художнику и архитектору, создателю самобытного «русского стиля» в архитектуре Виктору Гартману. Гартман, путешествуя по Европе, создал немало картин, будто выхватывающих яркие и в то же время обыденные моменты из повседневной жизни городов и стран. Мусоргский же сумел переложить краски на музыку, воплотив художественные изображения Гартмана в звук и ритм.

Живые, звучные картины
Выполненные в виде фортепьянной сюиты «Картинки с выставки» представляют собой в определенном смысле уникальную программную музыку, разбитую на десять тем, «сшитых» воедино интермедией «Прогулка». В своем произведении Мусоргский, как автор, будто прогуливается по картинной галерее Гартмана и видит каждый раз новые, вдохновляющие сюжеты, в музыке воплощается, с одной стороны, «сюжет» картины, с другой – восприятие автором этого сюжета и его впечатления.

Создавая свои «Картинки», Мусоргский объединяет образы реальной жизни, поучительные, будто у Баха, с элементами воспоминаний о прошлом и сказочными мотивами, которые вдохновляли Чайковского, встречались у Штрауса. Обыденная жизнь и мифология «Картинок с выставки», переплетенные в живом инструментальном звучании, именно потому и стали считаться вкладом Мусоргского как детского композитора, что они одновременно интересны и поучительны. Каждая из «Картин» содержит определенную сцену или пьесу, предстающую автору на полотнах своего друга.

Promenade, или «Прогулка» – как уже было сказано, повторяется несколько раз в течение произведения, эта мелодия отличается существенным заимствованием из русских народных напевов, очень сильно отличается от канонов классической европейской музыки. Герой гуляет по картинной галерее, огромному залу, воплотившему целый мир, а на душе у него светло и радостно. Именно такой эмоциональный настрой призвана воплощать мелодия «Прогулки».
Gnomus – гном или щелкунчик крадется по темной комнате с камином, он напряжен, будто ждет опасности. Пьеса полна динамики и быстрого ритма, она воплощает тревоги и мысли сказочного гнома, то задумчивого, то торопливого, будто раскрывает навстречу слушателю этого необычного, смятенного персонажа.
«Старый замок» – мелодия, чем-то напоминающая пение одинокого трубадура, аккомпанирующего себе на лютне, расположившись в тени старинного замка. Тут звучат печаль и ностальгия, чувствуется скорбь о прошедших днях, мелькает яркая надежда, сменяясь тенью мрачных воспоминаний. Ностальгическая и меланхолическая, данная мелодия будто призвана напомнить о чем-то ушедшем, как слава замка, чьи штурмы и рыцари остались в далеком прошлом.
«Тюильрийский сад». Ссора детей после игры – пьеса исполнена в ритме и мелодике детских дразнилок и считалок. Как будто куча сорванцов играет и ругается на дорожках французского парка, а строгие няни пытаются их образумить. Суть этой мелодии светлая, солнечная, полная юной жизни и надежд, резко контрастирует со звучанием предшествующей пьесы.
«Быдло» – одна из самых популярных мелодий для различных мрачных творческих обработок. Она звучит в различных фильмах и художественных произведениях, подразумевающих демонстрацию несчастливой стороны жизни. Музыка, основанная на мрачном, тяжелом ритме, звучании, будто передающем шаг тяжелых воловьих копыт, исполненная в манере минорных, скорбных крестьянских напевов, содержит образ крестьянина, сидящего на телеге и погоняющего усталых волов. Телега с течением мелодии все приближается к смотрящему, следует кульминация, а затем повозка с возничим, вынужденным смиренно влачить свое унылое существование, скрывается за горизонтом. Пьеса касается мрачных раздумий, мыслей о крестьянской жизни, непростой и полной лишений.