Алеся Скоробогатая — белорусская художница

Художницу Алесю Скоробогатую нечасто встретишь на светских тусовках. Бонтонным разговорам об искусстве она предпочитает это искусство создавать. В своей мастерской Алеся кропотливо работает, не взирая на день недели и время суток. Меньше слов, больше дела — своеобразный девиз и та самая заветная формула успеха.

Сегодня в активе молодой художницы участие более чем в 25 выставках, Гранд-премия и звание лауреата специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодежи и ряд других наград. А ее работы нашли свое место в коллекциях Национального художественного музея и Музея современного изобразительного искусства, Дворца независимости и Посольства Беларуси в Азербайджане. О том, насколько тернист путь художника, мы поговорили с Алесей в ее уютной мастерской. Беседовала Наташа Евлюшина.

— Алеся, вы всегда видели себя деятелем сферы культуры?
Да, с самого детства. Мне всегда нравилось рисовать, поэтому никаких других мыслей и не было. У меня даже сохранилась детская запись со школы, где каждый должен был сказать, кем он хочет стать. Там я говорю, что хочу стать художницей (Смеется.). Так оно и получилось. Были, конечно, критические моменты, когда думала, что надо было, может, чем-то другим заняться. Так, наверное, у каждого человека бывает. Но любовь к искусству все пересилила.

— А как же традиционное от родителей «искусством на хлеб не заработаешь»?
Родители, наоборот, поддержали меня в моем решении. Но находились люди, которые, да, высказывали что-то подобное. Я и сама всегда это понимала. С другой стороны, в любой сфере можно заработать, если ты делаешь это хорошо и с душой. Я всегда уделяла много времени работе и продолжаю делать это сейчас. Причем мне почему-то казалось, что я делаю мало, и надо еще усерднее стараться. В итоге, оглядываясь назад, я понимаю, что сделала действительно много. Но еще многое предстоит впереди. Художник — это такая профессия, где тебе всегда надо что-то доказывать. Нельзя получить награду и остановится.

— Недавно в сети появился Топ-30 белорусских предпринимателей до 30 лет. Подавляющее большинство в IT-сфере. Молодежь не верит в то, что искусством можно заработать?
Многие не верят. Я знаю несколько талантливых художников, которые ушли в IT. Они рисуют анимацию, являются востребованными специалистами и имеют реальный доход. Но они сами не называют это искусством. А как получится с живописью, никто никогда не сможет сказать наверняка. Это такая неопределенность. Как рулетка. Ты должен быть очень смелым человеком, чтобы сыграть эту ставку. Надо быть готовым к неудачам. О стабильности какой-то нет и речи. Хорошо, если из 100 выпускников Академии искусств 10 человек останется в профессии.

— Настолько сложно молодым художникам?
Молодым очень сложно. У нас, в отличие от европейских стран, все делится по возрасту. Есть взрослый художник и молодой художник. И не только люди, которые покупают картины, но и сами взрослые художники считают, что работы молодого автора не могут стоить дорого. На государственных закупках, когда галереи покупают картины, снижают цену работ только потому, что ты молодой автор. И это очень странно. Ведь если посмотреть на историю искусства, то многие художники писали свои знаковые картины до 30-35 лет. В Европе же каждый человек — это личность, и его расценивают по таланту и тому, что он умеет, а не по возрасту. Хотелось бы, чтобы и у нас так было.

— Как вам кажется, белорусы к искусству приобщаются?
Постепенно да. Сейчас больше галерей стало, и интерес к искусству возрос. Это чувствуется. Покупают картины, в основном, организации и богатые люди. Ведь, не каждому в нашей стране это по карману. А вот сходить на выставку, посмотреть, насладиться, полюбоваться, всегда можно.

— Бывало такое, что смотрели на вашу работу и говорили: «Ну, так себе»?
Порой говорят: а вот я здесь бы добавил пятнышек каких-нибудь. И такое бывает (Смеется.). Но не говорят, что плохо. Все хорошо, но вот здесь я бы затемнил.

— Расстраивают такие критики?
Нет, отношусь к ним абсолютно спокойно. Такие люди, как правило, от искусства очень далеки. Что на них обижаться? Больше расстраивает, когда сильно торгуются и говорят фразы вроде: «Для Беларуси это слишком дорого». Бездумно фразу выпустили, а настроение уже испорчено. Для меня очень важно, чтобы покупатель мне тоже нравился, ведь я отдаю ему часть себя.

— И часто торгуются?
Да, бывает. Почти всегда. Порой люди не понимают, что это не кроссовки на рынке и такие законы здесь не действуют. Почему-то считается, что написать картину — это легкий труд. Все готовы отдать строителям-плиточникам тысячу долларов за один день работы, но никто не хочет платить за картину, на создание которой ушло три месяца кропотливой работы, и мыслительной в том числе. Мы же по 15 лет учимся, а научиться класть плитку или собирать диван может каждый. Но что потом? Пройдет время, и роскошный диван протрется, плитка потрескается. И только искусство будет жить века и сможет обеспечить безбедное будущее потомков. Конечно, если человек сможет рассмотреть перспективу автора, а не поведется на громкое имя-однодневку.

— Можете дать небольшой ликбез для тех, кто хочет стать ближе к искусству, но не знает с чего начать?
На самом деле все очень просто. Не нужно слушать ничего, что вокруг говорят о художниках и картинах. Просто пойти на выставку, походить, посмотреть. И внутри отклик все равно будет. Если что-то нравится, то оно нравится и будет притягивать. У картин есть своя энергетика, поэтому обязательно надо на выставки ходить, чтобы ее почувствовать.

— А как не попасться на уловки маркетинга?
Пиар сейчас хорошо развит, поэтому простому человеку надо затыкать уши. В наше время продается все. А искусство само по себе очень субъективно. Можно пятно поставить, и искусствовед, который заинтересован в этой работе, настолько ее возвысит, что все захотят это несуразное пятно купить. Мы живем в эпоху потребления. Все делается быстро и быстро забывается. А настоящее искусство должно быть на века, как творили великие художники. Хочется, чтобы люди понимали это, ценили и все-таки отличали от того, что я бы выделила в отдельное направление, но никак не относила бы к изобразительному искусству. Иногда приходишь на выставку, висит работа, а под ней еще четыре листа текста. И причем написано сложным языком для простого человека. Это уже что-то другое, но никак не изобразительное искусство.

— Может ли искусство стать брендом Беларуси?
Однозначно, да. У нас много талантливых людей, которые могли бы прославить Беларусь своим искусством. Но в это надо вкладываться.

— Алеся, получая какую награду, вы поняли, что сделали что-то важное?
Я всегда делала все для себя, в первую очередь. Просто участвовала в конкурсах, и так получалось, что выигрывала. Но в основном я делала это просто для души, для собственного удовольствия. А если еще кому-то нравится, так это же здорово. И подстегивает немножко, что не зря я все-таки это делаю. Во всех этих конкурсах есть соревновательный момент. Надо сделать лучше, еще лучше, чем я могу, стараться перепрыгнуть через голову. Конкурсы скорее не вдохновляли, а просто чуть подстегивали на дальнейшую работу. Обычно ребята талантливые участвуют и не хочется им уступать. Это тоже полезно. Даже во время учебы, когда есть на старших курсах кто-то, кто классно рисует, то хочется просто усерднее работать и над собой. А когда вокруг все слабоватые, то как-то руки опускаются, кажется, что все и так нормально.

— Как меняется ваше творчество с годами?
Выросло мастерство, конечно. А тематики всегда разные и переплетаются. Нет такого конкретного, например, натюрморты и только натюрморты, а потом переходит в какую-то другую тему. Я могу сегодня написать портрет, завтра натюрморт, а послезавтра фэнтези.

— Пока вам везет или случались неудачи?
Разные периоды были. Иногда я чувствовала, что то, что я делаю, никому не нужно. Может, просто какая-то депрессия. Но потом все налаживалось. И это тоже надо проходить.

— Как вы относитесь к современному искусству?
По-разному. Есть действительно интересные идеи. Но это скорее не изобразительное искусство. Просто другое название нужно дать, мне кажется. Как живопись это нельзя воспринимать. Надо сделать два направления, которые будут идти параллельно и не мешать друг другу. Тогда все будут друг друга уважать.

Интервью с художницей Алесей Скоробогатой для журнала «ЭШ»
автор Наташа Евлюшина
июнь 2016 г.

Родилась 03.02.1988 г. в Минске (Беларусь)

2007- окончила Минскую государственную гимназию-колледж искусств

(отделение граф. дизайн).

2007- 2013- студентка Белорусской государственной академии искусств

(спец. монументально-декоративное искусство)

Обладатель диплома I степени VIII Республиканского художественного конкурса.

Награждена дипломом I степени на V Молодежных Дельфийских играх государств-участниц СНГ.

Обладатель Гранд-премии и звания лауреата специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодежи.

Обладатель диплома 1 степени на республиканском конкурсе молодых талантов «Зорка узышла над Беларуссю».

2006 – персональная выставка (галерея гимназии-колледжа искусств)

2006 – участница республиканской выставки «Мартовские коты» (дворец искусств).

2006 – участница республиканской выставки «Карнавал» (дворец искусств).

2007,2008,2009,2010,2013,2014,2015- участница республиканской художественной выставки стипендиатов специального фонда Президента РБ по поддержке талантливой молодежи.

2007 – участница международной студенческой художественной выставки

«Арт-сессия» (г. Витебск).

2007- участница республиканской выставки «Дизайн-2007». Национальный выставочный центр «Белэкспо»

2008- участница выставки графики выпускников БГАИ (дворец искусств)

2008- участница выставки «Ювента».( Национальная библиотека Беларуси)

2009- международная выставка молодых художников Китая и Беларуси (худ. галерея «Университет культуры»).

2009-Республиканская выставка «Калядны Фэст».

2010- участница выставки «Биосфера», галерея «Университет культуры».

2010- участница республиканской выставки молодых художников

«Маладосць-2010».

2010- участница выставки живописи белорусских художников–реалистов «Соцветия земли нашей», посвященная 65-летию Победы в Великой Отечественной войне и Году культуры Беларуси в России.( Москва, «Новый манеж».)

2011- участница выставки «Елочный кирмаш», галерея «Университет культуры».

2011-выставка преподавателей и студентов кафедры МДИ Белорусской государственной академии искусств. Галерея «Традиция»,г.Светлогорск.

2011 – выставка преподавателей и студентов кафедры МДИ Белорусской государственной академии искусств. ГУК “Бобруйский художественный музей имени Г.Г.Поплавского”.

2011- участница республиканской выставки «Земля под белыми крыльями» (Национальный художественный музей Республики Беларусь)

2012- участница триеннале современного искусства «БелЭкспо-Арт-2012»

2012- выставка, посвященная 15-летию музея современных искусств.

2013- участница выставки-проекта «Игра в классиков»

(Национальный художественный музей Республики Беларусь)

2013- выставка одной картины «Мед», приуроченная к празднику Медовый спас

(Национальный художественный музей Республики Беларусь)

2014- республиканская молодежная художественная выставка (дворец искусств)

2014- участница пленэра во Вьетнаме, г. Далат

2014- выставка белорусских художников во Вьетнаме (г. Далат)

2014-2015- cтипендиат Польской национальной комиссии ЮНЕСКО (специальность реставрация и консервация произведений искусства)

2015- участница выставочного проекта «Послания» (Вильнюс, Литва)

2015- участница выставки посвященной 70- летию БГАИ (дворец искусств)

2015- участница и победитель арт- проекта «Осенний салон» с БелГазПромБанком

2016- стажировка в летней школе реставрации и консервации в Вене (Австрия)

2016- участница и победитель арт- проекта «Осенний салон» с БелГазПромБанком

Работы А. Скоробогатой находятся в коллекции Национального художественного музея Республики Беларусь, Музея современного изобразительного искусства ( г. Минск, Беларусь), Дворца независимости РБ, Посольстве РБ в Азербайджане и в частных коллекциях.