Дегенеративное искусство в Третьем Рейхе

3 июня 1938 года Рейхстаг Германии принял постановление изъять из немецких музеев и частных коллекций более 16 тыс. полотен в стиле экспрессионизма, сюрреализма, импрессионизма, кубизма, которые представлялись опасными для всей нации.
Дегенеративное искусство в Третьем Рейхе


«…Говорят, что эти художники не так видят, как другие. Я здесь посмотрел некоторые из присланных картин, и должен признать — некоторые из них действительно написаны людьми, видящими «наизнанку». У них нынешние представители нашего народа представлены как дегенерирующие кретины, луга для них синие, небо — зелёное, облака — серно-жёлтые и т. д.; так они чувствуют или, как они выражаются, это переживают. Я не желаю вмешиваться в спор, действительно ли указанные лица так чувствуют и видят или нет, но я хочу во имя немецкого народа запретить то, чтобы вызывающие жалость несчастные, которые страдают острым расстройством зрения, плоды своего болезненного видения пробовали навязать окружающему миру или даже пытались возвести это в ранг «искусства». Нет, у нас имеется лишь две возможности: или так называемые «художники» видят окружающее действительно так странно и верят в то, что они изображают мир правильно — тогда требуется только определить, являются ли их дефекты зрения повреждениями механического характера или они наследственны. В первом случае мы им глубоко сочувствуем, во втором — это важно для Имперского министерства внутренних дел — заняться этим вопросом и избежать по крайней мере дальнейшее наследование таких ужасных дефектов зрения. Однако возможно также, что эти лица сами не верят в действительности в эти свои «чувствования» и «видения», но стараются, исходя из других побуждений — чтобы оскорбить нашу нацию этим безобразием, насмешкой. Тогда такие поступки относятся к области уголовного наказания…»

Истоки борьбы.
В 1929 году нацистской партией был создан «Союз борьбы за немецкую культуру». Его главой был назначен Альфред Розенберг, также большую роль в этой организации сыграл профессор Пауль Шульце-Наумбург.

Аутодафе.
Каждый художник, который изображает небо зеленым, а траву голубой, должен быть подвергнут стерилизации.
Адольф Гитлер

В 1936 Адольф Гитлер поручил президенту Имперской палаты изобразительных искусств профессору Адольфу Циглеру возглавить специальную комиссию, которая должна была провести чистку более чем 100 музеев Германии с целью реквизировать все образцы декадентского искусства.
3 июня 1938 года. Рейхстаг Германии принял постановление изъять все произведения «вырождающегося искусства» (Vertallskunst) — работы в стилях: импрессионизм, экспрессионизм, кубизм и дадаизм. Если с «вырожденчискими» стилями всё понятно, то вывести чёткие критерии «правильного», нордического искусства никто так и не смог. Главная ошибка заключалась в методе «от противного».
Экспроприации подверглись полотна 112 художников, включая работы Эмиля Нольде, Макса Бекмана, Оскара Кокошки, Георга Гросса.
Картины Эмиля Нольде.

Картины Макса Бекмана.

Полотна Оскара Кокошки.

Работа Георга Гросса.

Сюда же попали полотна величайших европейских мастеров — Пикассо, Гогена, Матисса, Сезанна, Жерико, Ван Гога и других.
Под действие закона о конфискации произведений авангардного искусства из музеев и частных собраний попало, по мнению специалистов, более двадцати тысяч работ, заточенных в спецхранилищах, проданных на аукционах Фишера в Люцерне (1939—1941) и сожженных 20 марта 1939 года во дворе Главной пожарной команды в Берлине (4289 работ).
Солидные валютные дивиденды, вырученные от продаж, шли на перевооружение Германии. Согласно недавно обнародованным данным Всемирного еврейского конгресса, к 1945 году в США перекочевало предметов искусства на два с половиной миллиарда долларов в тогдашних ценах.
27 мая 1943 года на терассе Тюильри в Париже немцы сожгли около пятисот картин софременных художников из собраний французских евреев. Были уничтожены работы Пабло Пикассо, Фернана Леже, Пауля Клее, Макса Эрнста…


Всмотритесь в эти по-детски восторженные лица студентов и штурмовиков. Сначала они жгли книги…

«Обвинения, предъявленные нацистами модернистскому искусству (сходство с искусством примитивных народов и душевнобольных, левая политическая агитация и нарочитая эротика), взяты были прежде всего из модернистской теории, поэтому нельзя сказать, что они не соответствуют действительности»,- комментирует ситуацию философ Борис Гройс.

Анафема.
Одновременной необратимой акцией было несильное отторжение художников от профессии в масштабе всей Германии. Закон о восстановлении профессионального чиновничества вышедший в апреле 1933 года спровоцировал увольнение десятков ведущих мастеров из Прусской Академии искусств в Берлине и с преподавательских позиций в художественных учебных заведениях. Также были применены аналогичные санкции и в отношении к прогрессивным искусствоведам, руководителям крупнейших музеев страны. С учереждением имперской Палаты культуры в ноябре 1933 года возможность работы потеряли тысячи художников, исключенных из ее состава по расовым признакам, ввиду политической неблагонадежности или за пристрастие к авангардизму.

Антиреклама для антиискусства.
Еврею всё равно, что сказать в произведении искусства, остаётся вопрос — как сказать, и — этот вопрос для него единственный, достойный заботы.
Рихард Вагнер

Под эгидой Министерства пропаганды развернулась кампания по защите народа и государства от авангардных произведений изобразительного искусства. С марта до конца 1933 года были проведены окружные выставки «вырожденческого искусства»: в Мангейме («Большевизм в культуре»), Нюрнберге («Камера ужасов и искусстве»), Дрездене («Искусство на службе разложения») и другие. Выставку «Дегенеративное искусство» в Мюнхене сопровождал невероятный ажиотаж — за год ее посмотрели около трёх миллионов человек. Она оказалась самой популярной экспозицией, когда-либо выставлявшейся в Третьем Рейхе, и это несмотря на остроумные сопроводительные надписи, предложенные искусствоведами: «Так больной разум видит природу» или «Немецкие крестьяне в еврейском стиле».

Рекламы выставок.

Лучшее лекарство от подобных вещей — забвение.Так что я не знаю на какой эффект рассчитывал Геббельс с этой антирекламой. Судя по посещаемости выставок он получился обратным…

Альтернативные мнения.
Импрессионисты отражают действительность и не надо слушать всяких недоумков.
Бальдур фон Ширах

Несмотря на официальный запрет некоторые нацистские бонзы не только держали у себя в коллекциях образчики современного искусства, но и продолжали тайно приобретать их. Так Йозеф Геббельс был поклонником Эмиля Нольде, а Герман Геринг и Бальдур фон Ширах интересовались импрессионистами.
Из-за подобных пристрастий Геббельс чуть не рассорился с Гитлером. Бальдур фон Ширах впал в немилость после того как настоял на покупке работ лучших импрессионистов для музеев Вены, гауляйтором которой он являлся. В 1943 году он организовал выставку импрессионистов и написал предисловие к каталогу, а также купил для себя часть картин. Стоит заметить что Ширах имел искусствоведческое образование.

Исторический урок.
Художественный уровень не особенно высок, но всё же я купил пару картин и скульптур
Йозеф Геббельс о «Большой немецкой художественной выставке».

Самое неприятное заключалось в том, что директоров музеев не интересовало это искусство, они считали его ценность невеликой и приобретали для фондов в основном художественные произведения XVII-XIX веков, а одобренное партией можно было увидеть только на выставках.
Несмотря на запреты талантливых художников больше не стало, а введённые санкции были на руку только хорошим ремесленникам и творцам черпающим своё вдохновение в классике. Но разумеется и в напрасно игнорируемом официальном искусстве того времени были свои бриллианты.
После 1945 года искусство нацистского периода по понятным причинам было надолго предано забвению… И только сейчас в Германии начинают издавать каталоги (увы малотиражные и очень дорогие) и организовывать выставки посвящённые изобразительному искусству Третьего Рейха. Похороненное в отместку под пеленой времени оно только начало приоткрываться, но всё равно окутано флёром запретности — прусский милитаризм, расовая красота, бидермайер в современной интерпрентации, портреты нацистских бонз, всё это изобилие по нынешним меркам вызывающе-
неполиткорректно.