Дирижабль «Киев» -первый коммерческий дирижабль в мире

Киев стал первым городом в Российской империи, где появился дирижабль. Дирижабль назывался по имени города – «Киев». Этим творением Киев обязан сыну простого токаря завода «Арсенал» — Фёдору Андерсу. Его творение пользовалось огромной популярностью.


Рисунок А. Э. Тилли дирижабля с приводом от электродвигателя, разработанной Альбертом и Гастоном Тиссандье, 1883 год (не имеет отношения к тексту)

Когда в 1911 году Андерс начал летать на своём творении над террасами Купеческого сада(ныне Европейская площадь и Крещатый Парк, то Андерса начали заваливать заявками и простые люди, хотевшие стать пассажиром дирижабля, так и представители частного бизнеса, хотевшие рекламировать себя с воздуха.
Кстати, 35-метровый дирижабль частично был построен и на деньги киевлян, собранные на благотворительном «авиабалу» в Публичной библиотеке (ныне – Национальная парламентская библиотека Украины, улица Грушевского, 1). На том балу было городское начальство, верха киевского общества, журналисты и авиаторы. Здесь прошёл балет городского театра, играли три оркестра, была беспроигрышная лотерея и вообще мероприятие имело ошеломляющий успех. Стоит заметить, что благотворительность была в моде, и граждане знали, что их рубль попадет по назначению, поэтому охотно жертвовали на благие дела и инновационные разработки. К полученным средствам Андерс добавил свои и на эти деньги построил дирижабль.
Первый полёт состоялся 6 августа в 5 часов 15 мин при полном безветрии Андерс вместе с механиком Вессером на борту совершил успешный полёт над Подолом по направлению к Вышгороду.
Дирижабль «Киев» стал первым коммерческим дирижаблем в мире. Он перевозил людей с Думской площади(нынешний Майдан Незалежності) на Труханов остров. В рекламе полета на дирижабле «Киев» указывалось: «цена за вход 50 коп., учащимся — 27 коп.».
Летал так дирижабль целый год, но потом случилось ЧП. 12 августа 1912 года был последний полёт дирижабля «Киев». Случился он на открытии первого в городе стадиона – «Спортивного поля» на Лукьяновке (тупик Дикой улицы – ныне Студенческой; стадион не сохранился). В тот день Андерс приболел, поэтому пилотом был его помощник – сын Владимир. Тот набрал высоту, сделал круг над городом и тут дирижабль попал в сильный воздушный поток и его понесло вверх. На спасение послали самолёт, но спасти дирижабль не удалось. На высоте 1,5 км пилоту самолёта пришлось поворачивать назад. Носило дирижабль несколько часов. Ночью оболочка дирижабля стала влажной и он стал спускаться. Далеко за городом дирижабль сел. Сын Андерса пытался отремонтировать дирижабль, завёл двигатель, но тот загорелся. К счастью, Владимир не пострадал.
9 октября 1912 Андерс представил чертежи второй модели «Киева». Теперь дирижабль должен был стать больше и перевозить 12 пассажиров, а не 3., а также обладать возможностью садиться на воду и плыть. Однако Андерс не успел собрать деньги на новый дирижабль. Началась война.
Уже при СССР конструктор окончил КПИ, в возрасте 50 лет, в 1919 году.
Позже год работал на заводе Цеппелина в Германии. В 1921 году советское правительство поручило ему спроектировать дирижабль жесткой конструкции вместимостью на 100 человек с изменяющимся в полëте объёмом. В 1924 г. им был разработан оригинальный проект такого дирижабля. Однако практического применения проекта реализовать вновь не удалось.
Принимал участие в работе авиационного научно-технического общества.
Умер конструктор в Киеве 31 мая 1926 года и похоронен на Байковом кладбище.
Жил Андерс в доме 50 по улице Фундуклеевской(нынешняя Богдана Хмельницкого. Также в районе Жуляны была улица Фёдора Андерса. Эта улица исчезла с карты города, но остановка общественного транспорта до сих пор называется «улица Фёдора Андерса». На этой остановке выход к международному терминалу аэропорта «Киев».