Визуализация времени в средневековых гравюрах.

Как выглядит история? Как изобразить время? Вопрос нешуточный. Иллюстрирование материала всегда играла огромную роль в процессе обучения, преподнесения и усвоения информации. В том числе исторической. В 2010 году вышло в свет первое исследование, посвященное историческим графикам и хронологическим схемам «Cartographies of Time: A History of the Timeline» by Daniel Rosenberg and Anthony Grafton.


Universal History «Universal History», Johannes Bruno’s, 1672

Этот дракон графически изображает четвертое тысячелетие до н.э.

В английском языке есть слово timeline — временная шкала -графическое представление промежутка времени и хронологической связи событий; временная диаграмма; временная последовательность (определение по ABBYY Lingvo). Этот термин, введен современным американским социологом Эвиатаром Зерубавелем (Eviatar Zerubavel). Timeline на русский язык часто не переводится. В facebook при русификации timeline становится «Хроникой». В историческом контексте, я лично, определила бы timeline как «хронологическая таблица» или «визуальная хронологическая таблица». Поэтому вышеупомянутую книгу назовем по-русски «Картография времени: история хронологических таблиц».

Посмотрим на примеры «инфографики» былых веков на тему всемирной истории.

Во второй половине 17 века начали появляться работы, авторы которых пытались визульно оформить информацию о последовательности исторических событий. Цель таких изданий была образовательная — облегчить запоминание сведений. В 1672 вышла книга Johannes Bruno «Universal History». Она представляет в виде аллегорических фигур 17 столетий новой эры и четыре тысячелетия до Рождества Христова.


Universal History, 1672, Johannes Bruno. via
Этот лист с медведем соответствует 1 веку н.э.


Другие столетия и эпохи базировались на других фигурах — верблюде, бутылке масла, орле и т.д. К примеру, лист с верблюдом иллюстрировал период Исхода евреев.

Схема содержала маленькие рисунки, изображающие знаменитых людей с некими атрибутами или в действии, намекающими почему данный персонаж прославился в истории. Иногда такие иллюстрации содержали ребус или загадку, а также даты в хронологической последовательности. Таким образом ученику давалась канва исторических событий в привлекательной форме для содействия запоминанию и вспоминанию. Некоторые современные критики находят такой способ обучения спорным.


Statua Danielis Prophetae (unknown artist, 1585): a cool visual prophetic chronology via a Babylonian hallucination.

В средние века господствовало учение о четырех последовательно сменяющих друг друга царствах: Вавилонском, Персидском, Греческо-Македонском и Римском. Это учение основывалось на содержащемся в Библии пророчестве (Даниил 2, 35–45). Каждое из этих царств гибнет, уступая место другому. Три первых разрушились, четвертое царство существовало тогда — Священная Римская империя германской нации (Германия и Северная Италия, считалась прямым продолжением Древнего Рима). Здесь эти четыре царства показаны помещенными на части доспехов рыцаря, их символы и описание изображены по углам гравюры.


Triumphal arch of Maximilian

Это малая часть гигантской гравюры «Триумфальная арка Максимилиана I» Габсбурга, императора Священной Римской империи германской нации. Эти фрагменты демонстрируют генеалогию Максимилиана, сочиненную для предания величия роду и законности его власти.

Мы видим, что в основании древа стоят три «девы» — Франция, Троя и Швабия. Династия Габсбургов исходит из южной Швабии и получила имя по названию родового замка Габихтсбург / Habichtsburg, что с немецкого переводится как «Ястребиный замок», возведен ок. 1020. Герб Габсбургов мы видим на щитах у Трои и Швабии, у Франции он занимает 50%.

Максимилиан I, так же, как и его отец, Фридрих III, желал видеть воплощенной в произведениях искусства идею происхождения Габсбургов от Ноя, а лучше от Адама и Евы. В итоге ученые мужи гуманисты Конрад Пейтингер / Konrad Peutinger и Иоганнес Стабиус / Johannes Stabius в результате «изысканий» установили происхождение рода Максимилиана I от короля франков Хлодвига, а через него от Гектора Троянского; кроме того от египетского бога Осириса (Египет был в те времена в моде); еще от Сатурна и Юпитера; и, конечно, от Ноя, точнее от его сына Иафета. Идеи величия рода и отражены в центральной части «Арки славы», а сам Максимилиан предстает как кульминация всей мировой истории.

В создании «Триумфальной арки» принимал участие Альбрехт Дюрер вместе с учениками своей мастерской. Монументальная ксилография (3,5 х 3 м), составлена из оттисков со 192 досок. Грандиозная композиция, задуманная и осуществлённая в честь Максимилиана, предназначалась для украшения стены. Образцом для нее послужили древнеримские триумфальные арки. В разработке этого проекта принимали участие Пиркгеймер и Иоганнес Стабиус (идея и символика), придворный художник Йорг Кёльдерер, гравёр Иероним Андреа.

Общий вид Арки.Здесь крупная, но не четкая фотография из Британского музея.
Альбрехт Дюрер и другие. Триумфальная арка. 341 х 292 см, между 1515 и 1517, датирована 1515 годом. Ксилография.


Фрагмент Арки Максимилиана.

О Триумфальной Арке Максимилиана и его происходжении — «Cartographies of Time: A History of the Timeline».

Справедливости ради, отмечу, что рисование генеалогических древ от библейских и мифологических персонажей и даже языческих богов не было чем-то из ряда вон выходящим. См., например, Иштван Рат-Вег «История человеческой глупости».


Еще одна красивая иллюстрация из книги «Cartographies of Time: A History of the Timeline». К сожалению, что она означает точно сказать не могу, так как пытаюсь рассуждать о книге, которую не читала)).

Внизу подписано: «Romae in Musaeo Domini Abbatis Ioannis Dominiei Pennacchi». В тексте присутствует дата 1696 год.
Рисунок изображает некие выставленные «в экспозиции» римские древние языческие предметы пронумерованные и сопровождаемые описаниями.


Историческая карта Италии. «Spiegazione della Carta Istorica dell’Italia» by Girolamo Andrea Martignoni. 1721 год.

В нескольких тонкой гравировки графиках автор дает визуальную аналогию между истрией и географией Италии. Здесь хронологические графики представлены в картографическом виде. В центре, казалось бы географическая карта, но если присмотреться, то мы видим, что карта не в реальном виде, а скорее в образе метафор: рек времени и территорий истории.

Потоки-деревья в верхней части карты показывают страны завоеванные Римской империей, а в нижней части показаны народы, вышедшие из нее. В середине — большое озеро символизирующее саму Империю.