София Филипповна Левицкая — украинская художница-эмигрантка

София Филипповна Левицкая (фр. Sonia Lewitska, англ. Sophia Lewitska; 9 марта 1874—20 сентября, 1937) — украинская художница-эмигрантка; работала в Париже. Известна своей живописью и графикой в стилях кубизма и постимпрессионизма с влиянием народного украинского искусства.

Родилась 9 марта 1874 года на Подолье в богатой украинской семье помещиков. Ее отец Филипп Левицкий был помещиком в селе Ольховке (ныне Хмельницкая область) и инспектором народных школ Подольской губернии. Он был приятелем Владимира Антоновича, Тадея Рыльского, Павла Житецкого, активно интересовался общественной и культурной работой. Брат Софии — Модест Левицкий, врач и писатель, в 1919 году был председателем украинской дипломатической миссии в Греции, впоследствии — преподавателем Украинской хозяйственной академии в Подебрадах.
Детство и молодость художницы прошли между родным селом Ольховке и Киевом, где Левицки имели собственное жилье. Едва Софии исполнилось 19 лет — ее выдали замуж за врача Маниловського. Это и стало началом трагической жизни художницы. Мужчина оказался морально деградированной личностью, злоупотреблял алкоголем. В этом браке у Софии родилась дочь Ольга, которая оказалась умственно отсталой. Не выдержав издевательств и неприятностей от мужа, Софья с малолетним ребенком возвращается в родительский дом.

Когда Ольга немного подросла, София проявляет желание учиться живописи, ведь еще в Киеве посещала художественную студию Сергея Светославского, где умело себя проявляла. Много украинских художников приобретали опыт на чужбине, внося свою художественную лепту в развитие мирового искусства. В случае с Софией, ее судьба тесно переплелась с французским культурным миром. После долгих колебаний родители в 1905 году провожают ее до Парижа, где София Левицкая записывается в школу Эколь де Боз-Ар. Ее успехи в учебе были настолько значительными, что уже через год ее допускают делать копии с картин в Лувре. В этот период ее захватывают произведения Делакруа, Фрагонара и Пюви де Шавана. Во время учебы познакомилась с начинающим художником Жаном Маршаном (фр. Jean Marchand), дружеские отношения с которым переросли в любовь и совместная жизнь на протяжении последующих двадцати лет.

В 1906 году Левицкая наведалась в Киев и с восторгом повествовала киевским художникам о париже и призвала их ехать на учебу именно к Франции. Париж всегда был подвижным художественным центром, где и украинцев никогда не было. Молодежь ехала туда, чтобы приобрести профессиональных знаний, а старшие художники пробовали искать там признания и славы. Кое-кто задерживался там на некоторое время и выезжал, но были и такие, что задерживались надолго. В отличие от своих американских земляков, украинских художников в Польше, украинцы во Франции никогда не стремились создать некое национальное художественное объединение.Они там просто жили, иногда собирались вместе, иногда выставляли свои работы, а дальше каждый снова жил своей индивидуальной жизнью и французском общественности ничего не говорила страна их происхождения. Такую ситуацию пыталась исправить украинская художница София Левицкая.
После окончания школы вместе с Маршаном художница осела в Париже. Она много рисовала, в основном большие по объему картины и выставляла их в парижском Салоне «Независимых и Осеннем салоне. Картину «Сбор яблок» отметили члены выставочного комитета Осеннего салона, и от 1910 года она стала постоянным членом этого Салона. Ее произведения находят положительные отзывы, в частности критик и поклонник современного искусства, французский поэт Гийом Аполинер очень положительно оценил ее «Белого единорога в райском саду».
Вторая сборная выставка кубистов в 1912 году, в которой принимал участие услвалений впоследствии Александр Архипенко, также не обошлась без участия Софии.

В 1913 году София Левицкая организует свою первую персональную выставку в галерее Бы. Вайль. В предисловии к каталогу этой импрезы Шарль Мальпель писал: «Из сочинений Сони Левицкой пробивается очень тонкая поэзия, которая исходит из спокойного искусства. А все же этого художника считают одним из самых смелых под современную пору… Искусство госпожи Левицкой есть очень хорошее и очень непосредственное».

Первую мировую войну художница пробыли в Париже, не покидая занятий искусством. Известия о том, что Российской империи пришел конец, что в России началась революция, что украинский народ стремится организовать государственную жизнь, Левицкая воспринимала одобрительно. Она и себе хотела чем-то помочь украинскому делу — пожелала дать французам описание Украины и ее обычаев. Для этого самостоятельно перевела на французский язык «Вечера на хуторе близ Диканьки» Николая Гоголя. Подготовила для издания и собственные иллюстрации. Книга, правда, вышла в свет аж в 1921 году и в настоящее время составляет библиографическую редкость.
В 1919 году художница создала lenore «Освобождение Украины», где казак, поборов двуглавого орла, атакует белого. О событиях в Украине ее информировал брат Модест.
При этом София Левицкая интересовалась не только живописью, а всеми проявлениями творческого культурной жизни — литературой, музыкой; она не могла жить в изоляции и сплачивала вокруг себя дружеские круги французских художников и литераторов. В 20-х годах веселая и общительная София украинском искренностью и богатством идей сумела на товарищеских вечеринках в своем доме соединить ряд французских художников, литераторов и критиков. Как вспоминал украинский художник Алексей Грищенко, который жил в то время во Франции и дружил с Софией:
« «Все любили ее за милую нрав, доброта и гостеприимство. Имея до края ограничены матеріяльні средства, она, однако, изыскивала возможности, чтобы купить печенья и угостить гостей чаем, или с искренне славянской сердечностью, обедом. Соня забывала о своих заботах и для каждого находила подходящее слово, чтобы развлечь и подбодрить» »
В разговорах присутствуют не оставляли в стороне и страну происхождения хозяйки дома, а сама Левицкая призвала французских художников ехать в Украину и описывать ее неповторимые пейзажи.
К середине 20-х годов каждое лето Левицкая выезжала на юг Франции, где рисовала провансальские пейзажи и портреты. Рядом с живописью немало внимания посвящает графике. Самобытный графический модерн Софии Левицкой во Франции был тесно связан с традициями украинского народного искусства.

Смерть Софии тронула ее французских приятелей. Один из них, поэт Эмиль Бернар даже написал стихотворение на ее смерть, в котором есть строка: «Она была такой редкостью на земле». Французы решили упорядочить ее творческое наследие и ради этого даже создали общество «Друзья Софии Левицкой», в который вошло немало известных французских художников. В планах общества были намерения устроить посмертную выставку, издать монографию, распечатать еще не обнародованы гравюры.Воплотить в жизнь удалось только первое — в мае-июне 1938 года в галерее Самбона состоялась выставка произведений Софии, на которой были представлены небольшие полотна и акварели, которые представляли воспоминания художницы о Украине: цветы, крестьян, танцы и портреты… Все остальные намерения оборвалаВторая мировая война.
Тем не менее, ее имя навсегда вошло в историю французской графики XX века. В украинских музеях и частных коллекциях произведений художницы почти нет, во Франции сохранились лишь единичные графические и масляные произведения Софии Левицкой. Печатных материалов, исследований и воспоминаний о ней, кроме упоминаний в современной ей французской прессе также очень мало…