Топографическая живопись Эдварда Лира

Эдвард Лир родился в Лондоне 12 мая 1812 года. Хотя больше всего он был известен как один из величайших представителей поэзии бессмыслицы (так называемые лимерики), основным его занятием была пейзажная живопись. Лир много путешествовал (чаще по Средиземноморью) построил себе дом в Сан-Ремо на итальянской Ривьере, где и умер 30 января 1888 года.

Топографическая живопись Эдварда Лира


Лир опубликовал несколько книг о путешествиях, в которых описал свои впечатления художника от различных уголков Европы. Среди них: Дневник пейзажиста, путешествовавшего по Албании и Иллирии (Journal of a Landscape Painter in Albania and Illyria, 1841), Поездки по Италии (Excursions in Italy, 1846), Виды семи Ионических островов (Views in the Seven Ionian Islands, 1863).

Эдвард Лир впервые посетил Корфу в 1848 году, и остров тогда произвел на него глубокое впечатление. При всех благоприятных случаях он возвращался на Корфу в 1855 году после путешествий в Грецию, Албанию, Египет и другие места, и в течение нескольких лет он проводил на Корфу зиму, пока в 1870 году, наконец, не поселился в Сан Ремо.

Проведенные Лиром на Корфу годы совпадают с последними годами британского протектората (Ионические острова были переданы Греции в 1864 году). В книге, состоящей из его писем и дневников, дается комментарий, в своем роде уникальный по своей живости и нелицеприятности, образа жизни, нравов и менталитета британского колониального и гарнизонного общества середины 19-го века. В ней также представлены глубокие и тонкие переживание художника, борющегося со своим одиночеством и постоянно ищущего свое место в мире, чьи ценности ему чужды.

Всему этому противостоит потрясающая естественная красота острова. Красота, которой Лир отдается всем своим существом, и свидетельства этого есть как в самом тексте, так и многочисленных акварелях и зарисовках. Во введении вкратце приведена историческая и социальная база жизни на Корфу времени Лира, приведен портрет самого Лира, а в приложении дана его оценка как художника-пейзажиста.

Как приятно знать мистера Лира!
Исписал он тома чепухой!
Для одних он чудак и задира,
Для других – человек неплохой.
Ум его утончён и отточен,
Нос его грандиозно велик;
Лик его не особо утончен,
Борода его точно парик.
Уши есть, пара глаз и десяток
Пальцев, если считать два больших;
Был когда-то певцом из завзятых,
Но со временем он попритих.
Горы книг они воздвиг, и из залы
Он устроил себе кабинет;
Выпивает немало Марсалы,
Не хмелея нимало, о нет.
Дружен с клириком он и с мирянином;
И при нём старый Фосс, верный кот;
Телом кругл и отменно пространен он,
Ходит в шляпке чудной круглый год.
Ребятня надрывается вслед,
Коль в плаще белоснежном идёт он:
«Вон, в ночную рубаху одет,
Англичанин идёт, идиот он!»
Он рыдает с морскою волною,
Он рыдает на гребне холма;
Он скупает блины и спиртное,
Он влюблен в шоколад без ума.
По-испански молчит, но читает,
Хмель имбирный отверг сей придира;
И пока его след не растает,
Как приятно знать мистера Лира!
Эдвард Лир «Автопортрет лауреата нонсенса».
Перевод Б. В. Архипцева.