Митрохин Д. И. и резцовая гравюра

«Уже ранние гравюры Митрохина на металле, с их прозрачной ясностью языка и разнообразием фактурных приемов, показали, что он тонко чувствует возможности резцовой техники. Примечательна разумная экономность средств, с помощью которых он достигает живой интерпретации того или иного мотива. Нетронутые резцом части доски, соседствующие с длинными параллельными или сетчато перекрещивающимися штрихами, придают эстампам общую светлую, серебристую тональность». Русаков А. «Дмитрий Митрохин». Л., 1977. С.26.

Митрохин Д. И. и резцовая гравюраБумага, резцовая гравюра. 211х254 (108х150). Коллекция В.С. Геворкяна.


Резцовая гравюра (нем. Stich, франц. gravure au burin, англ. engraving) — старейшая разновидность гравюры на металле. Рисунок наносят на поверхность металлической доски (чаще всего медной) острыми резцами-штихелями. Затем поверхность доски тщательно очищают от стружки шабером-гладилкой, валиком прокатывают краску так, чтобы она заполнила бороздки (углубления) рисунка, с гладких поверхностей краску тщательно оттирают и делают оттиск. Таким образом, это разновидность глубокой печати.

Возникновение этого вида гравюры связано с ремеслом, в основе которого лежало украшение резьбой различных металлических изделий — ювелирное и оружейное дело. В эпоху Средневековья для большей декоративности врезанные в металл линии заполняли цветным веществом — чаще всего чернью. Такое изображение можно было отпечатывать на бумаге или сходном с ней материале, и эти оттиски играли роль образцов, используемых в работе оружейниками и «золотых и серебряных дел мастерами». Впоследствии, уже в 1-ой половине XV века, появилась и резцовая гравюра, которая на протяжении столетия совершенствовалась в работах анонимных мастеров орнамента, а уже к концу XV- началу XVI века достигла расцвета в творчестве таких выдающихся мастеров, как М. Шонгауэр и А. Дюрер в Германии, А. Поллайоло, А. Мантеньи и М. Раймонди в Италии, Лука Лейденский в Нидерландах. В XVII, XVIII, XIX веках резцовая гравюра была вытеснена офортом, и только в начале XX века к ней вновь обратились художники-графики.

В России резцовая гравюра на металле появилась в XVI веке, ее использовали для книжной орнаментики. В XVII веке она распространилась благодаря украинским мастерам, но широко стала применяться только с петровской эпохи — гравированные виды Петербурга Михаила Махаева и братьев Ивана и Алексея Зубовых, гравюра в сочетании с офортом портретистов Е. Чемесова, Г. Скородумова. В дальнейшем она уступила место другим техникам — прежде всего, офорту и литографии. В XX веке резцовую гравюру как технику для изготовления оригинальных эстампов возродили Д. Митрохин и Г. Верейский, вдохнув в нее новую жизнь.

Дмитрий Исидорович Митрохин (15 мая 1883, Ейск, Краснодарский край — 7 ноября, 1973, Москва) — русский, советский график, иллюстратор, мастер станковой гравюры, офорта и литографии; автор множества книжных иллюстраций, — огромного цикла миниатюр в жанре камерного натюрморта; искусствовед, член многих художественных объединений, профессор Высшего института фотографии и фототехники (1919—1926). профессор полиграфического факультета Высшего художественно-технического института (1924—1930 — курс книжной графики) в Ленинграде. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1969).