Альберто Эваристо Хинастера — String Quartet No. 1, I-II

Альберто Эваристо Хинастера (исп. Alberto Evaristo Ginastera; 11 апреля 1916, Буэнос-Айрес — 25 июня 1983, Женева) — аргентинский композитор.


Родился в Буэнос-Айресе у отца-каталонца и матери-итальянки. В последние годы жизни, подчёркивая свои корни, настаивал на каталанском произношении своей фамилии — «Жинастера».
Окончил консерваторию в Буэнос-Айресе, где учился у Карлоса Лопеса Бучардо; в 1940-е гг. занимался в США у Аарона Копленда. Из-за постоянных конфликтов с аргентинским правительством с 1971 г. жил в Женеве вместе с женой, виолончелисткой Авророй Натола-Хинастера.

Могила Альберто Хинастеры на Кладбище Королей в Женеве
Начал сочинять музыку около 1930 г., но первые сочинения уничтожил; первым номером в авторской нумерации произведений стоит балет «Панамби» (1937), обычно исполняющийся в качестве оркестровой сюиты. В ранних произведениях интенсивно использовал народные мелодии, что во многом и принесло ему славу и популярность на родине. Однако затем музыка Хинастеры стала носить более сложный и экспериментальный характер, а темы его произведений стали более острыми. Поэтому, начиная с 1960-х гг., успех сочинений Хинастеры был связан скорее с североамериканскими и европейскими исполнениями: так, первая опера Хинастеры «Дон Родриго» по либретто Алехандро Касоны была холодно встречена на премьере в Буэнос-Айресе (1964), но вызвала сенсацию в нью-йоркской постановке 1966 г., став для исполнителя главной партии Пласидо Доминго одной из первых ступеней к мировой славе. Вторая опера Хинастеры «Бомарцо» (1967) по одноименному историческому роману Мануэля Мухики Лайнеса и вовсе была запрещена в Аргентине как непристойная, её премьера с успехом состоялась в Вашингтоне. Там же прошла премьера его третьей оперы «Беатриче Ченчи» по либретто Альберто Хирри (1971).
Похоронен на женевском кладбище Королей (кладбище Пленпале).

Известность Хинастеры за пределами круга поклонников академической музыки связана, прежде всего, с аранжировками группы «Эмерсон, Лейк и Палмер», начиная с «Токкаты» (финала первого фортепианного концерта Хинастеры), вошедшей в альбом «Brain Salad Surgery» (1973). Кит Эмерсон приезжал в Женеву, чтобы познакомить композитора с аранжировкой, и Хинастера воскликнул по-испански: «Дьявольщина!» — так что обескураженный Эмерсон был уже готов отказаться от своей работы, пока жена Хинастеры не вмешалась и не объяснила по-английски, что композитор имел в виду, напротив, высокую оценку его работы, поскольку и хотел своей музыкой вызвать именно такой устрашающий эффект. В дальнейшем Эмерсон работал и с другими произведениями Хинастеры.