Шонгауэр Мартин — ювелир, живописец и гравер

Мартин Шонгауэр (нем. Martin Schongauer; 1435/1440, Кольмар — 2 февраля 1491 Брейзах, Баден) — немецкий живописец, рисовальщик и гравёр периода Раннего Возрождения, прозванный за красоту своих произведений «Прекрасным Мартином» (Martin Shön или Hipsch Martin, у итальянцев Bel Martino).

Шонгауэр Мартин — ювелир, живописец и гравер

Родился, предположительно, в 1450 году в семье ювелира Каспара Шонгауэра, который около 1440 года переехал из Аугсбурга в Кольмар. Первые художественные навыки получил в мастерской отца, затем в качестве подмастерья мог обучаться у кольмарских живописцев. Предполагают, что по окончании учебы побывал в Нидерландах, Бургундии и Испании. С 1471 по 1488 год работал в Кольмаре. Несмотря на то что его имя неоднократно упоминается в городских хрониках, Мартин Шонгауэр так и не получил звания гражданина Кольмара. По-видимому, это стало причиной его переезда в 1488 году в Брейзах, где уже в 1489 году в городских документах он упоминается как гражданин и официальный художник города. Умер в 1491 году в Брейзахе.

Первые рисунки Шонгауэра датируются 1469 годом, в них просматривается очевидное влияние на начинающего мастера произведений нидерландского художника Рогира ван дер Вейдена. Бесспорно, Шонгауэр был хорошо знаком с нидерландским искусством, что позволило Вазари считать его учеником Рогира ван дер Вейдена, хотя доказательств этому нет.

В истории немецкого искусства Шонгауэр стал первым живописцем, обратившимся к резцовой гравюре на меди. До него в этой технике работали только ювелиры. Изучив еще в юности все ювелирные приемы и особенности гравирования на металле, мастер успешно применял их в гравюре на меди и создал свой неповторимый стиль, в котором техническое совершенство способствует решению художественных задач.

Живописных произведений Шонгауэра сохранилось немного. В наши дни их можно найти в Кольмаре (в церкви Св. Мартина), в музеях Мюнхена и Вены. Как считают исследователи его творчества, многие работы художника погибли в эпоху Реформации и во времена Великой французской революции. Графическое наследие мастера, по разным источникам, включает от 115 до 117 гравюр и около ста рисунков; некоторые дошли до нас лишь в виде копий. Так как художник не датировал свои доски, то некоторые исследователи делят его графическое творчество на три периода: первый – 1470–1473 годы, второй – 1473–1480 годы, третий – 1480–1488 годы. Все работы разделены на указанные периоды, за небольшим исключением, когда доказана более или менее точная датировка гравюр мастера.

В резцовой гравюре на меди Шонгауэр продолжил и развил достижения своих предшественников Мастера ES и Мастера игральных карт, добиваясь большей пластичности форм, сложности композиционного и пространственного построения, тонких тональных переходов. Он был первым гравером, который подписывал все свои произведения, ставя на них монограмму «М+S». Сюжеты гравюр художника необычайно разнообразны. Помимо традиционно религиозных композиций и распространенных в XV веке орнаментальных образцов для ювелиров и мастеров прикладного и шрифтового искусства, Шонгауэр ввел в гравюру жанровые сцены и изображения животных. Его работы были хорошо известны не только в Германии. По словам Вазари, Микеланджело копировал произведения этого немецкого мастера.

Альбрехт Дюрер хорошо знал гравюры Шонгауэра и восхищался ими. Именно на их примере он постигал все возможности техники резцовой гравюры на меди. Дюрер не был непосредственным учеником Шонгауэра, но он стал им благодаря тщательному изучению произведений мастера. Не зная о том, что художник скончался, в 1492 году во время своих ученических странствий Дюрер первым делом отправился в Кольмар, чтобы познакомиться с Шонгауэром. Не застав мастера в живых, Дюрер тем не менее получил возможность познакомиться с его досками, которые оставались в Кольмаре.