Locomotiv GT Zene — Mindenki maskepp

Locomotiv GT Zene — Mindenki maskepp csinalja 1977 full album

Когда в 1970 году один молодежный венгерский журнал проводил опрос о создании «команды мечты», среди других музыкантов читатели назвали имена басиста Кароя Френрейца (экс-«Metro»), органиста Габора Прессера и барабанщика Йожефа Локса (оба – экс-«Omega»). Прошло не так уж много времени, и все трое действительно оказались в одной упряжке, а их супергруппа, в которую также вошел гитарист Тамаш Барта (экс-«Hungaria»), получила имя «Locomotiv GT» (в быту ее еще называли «LGT» и «Loksi», а аббревиатура GT означала Gran Tourismo в честь планируемой долгой карьеры). Кстати, новорожденная команда имела официальную дату создания 6 апреля 1971 года и пятого неофициального члена, жену Локса, поэтессу Анну Адамиш, поставлявшую для коллектива отличные тексты. В июле команда отыграла свой первый концерт, а в августе вышел первый «локомотивный» сингл с хитом Френрейца «Boldog Vagyok» и прессеровским, похожим на «Led Zeppelin», номером «Ha Volna Szived». Той же осенью «Locomotiv GT» были приглашены в Японию на фестиваль «World Popular Song», где ввели публику в восторг англоязычной версией песни «Erints Meg» («Touch Me, Love Me, Rock Me»). Островитяне выпустили у себя соответствующий сингл, а музыканты в качестве призов получили по мотоциклу «Yamaha».

В декабре 1971-го вышел первый диск-гигант, который из-за влияний брит-прога венгерская публика сочла экспериментальным и который по достоинству оценили на Западе. Журнал «New Musical Express» назвал «LGT» «восточной рок-сенсацией», и группа удостоилась чести выступать на одних площадках с такими звездами как Джо Кокер и «Genesis». Второй альбом, записывавшийся в Лондоне «Ringasd El Magad», показал тягу «локомотива» к эклектике и вместе с прежним хардом и блюзом предлагал экскурсы в кантри, джаз, фолк и особенно в прогрессив.

Примерно в это же время Прессер и Адамиш получили заказ на создание первого венгерского рок-мюзикла. Проект назывался «An Imaginary Report On An American Rock Festival» и имел антикапиталистическую направленность, а вместо планируемых «Illes» к делу пришлось подключиться музыкантам из «Locomotiv GT». И хотя сама постановка и записанный на ее основе альбом имели солидный успех, работа над ней вызвала в коллективе раскол и закончилась отставкой Френрейца. Карой ушел организовывать группу «Skorpio», а басовую вакансию занял еще один перебежчик из «Omega» — Тамаш Шомло. Лишившись приверженца раннего «локомотивного» хэви-прога Френрейца, команда заметно полегчала и, убрав тяжелые риффы, добавила в свое звучание фанк и соул. И хотя с «Bummm!» группа добилась внутреннего успеха и отобрала пальму лидерства у «Омеги», а также начала продвигать свою продукцию за океан, во время американского тура Барта решил не возвращаться домой, чем поставил своих коллег в затруднительное положение. Впрочем, невзирая на последовавшие ограничения распространения его пластинок, «локомотив» все равно продолжал нестись вперед и, приняв в экипаж гитариста Яноша Карачони (экс-General»), углубился в фанковые дебри с альбомом «Mindig Magasabbra».

В Венгрии это был четвертый студийник «LGT», но еще раньше группа начала выпускать диски и за рубежом, делая для них англоязычные версии оригинальных треков. Также в середине 70-х команда работала на сопровождении у известной певицы Кати Ковач, и результатом их сотрудничества стали четыре совместных альбома. Двойник «Locomotiv GT V», четвертую часть которого занимали концертные записи, принес коллективу такие хиты как «A Kicsi, A Nagy, Az Arthur Es Az Indian», «Ha A Csend Beszelni Tudna», «Fiu» и «Mindenki», но в то же время вновь подвергся остракизму со стороны властей, тем более что в составе «Locomotiv GT» оказался еще один «ренегат» – оставшийся в Америке ради продюсерской карьеры Локс (кстати, вместе с ним «дезертировала» и Адамиш).

В турне по ГДР обязанности ударника исполнял Габор Немет из «Skorpio», в вояж по Трансильвании вместо него поехал Габор Секереш, а позже всерьез и надолго установку оккупировал Янош Шольти. Обновленная конфигурация, подкрепленная текстами бывшего участника «Metro» Душана Стевановити, дебютировала с альбомом «Zene-Mindenki Maskepp Csinalja», на котором звучало все что угодно (баллады, фанк, джаз, рэгги, поп), но только не ранний прог-хард. Как бы то ни было, группа по-прежнему оставалась очень популярной у себя на родине и, несмотря на прессинг сверху, продолжала осыпать публику хитами. Так, на пластинке 1977 года пользовались хорошим спросом песни «A Radio», «Mindenki Maskepp Csinalja», «Boogie A Zongoran», «Jobaratok Vagyunk», а на альбоме «Mindenki» народ полюбил такие вещи как «Hirdetes», «Nem Adom Fel», «Nezd, Az Orult» и «Mindenfele Emberek». К началу 80-х наметилось потепление по отношении к коллективу и со стороны властей, и за двойной альбом «Loksi» музыканты впервые получили официальные комиссионные. В 1982-м была предпринята очередная попытка продвинуть группу на Запад, и «EMI» предложила «Locomotiv GT» трехальбомный контракт на англоязычные пластинки, но спрос на них оказался невелик, и коллектив вновь вернулся на социалистический рынок.

Выпустив дома еще пару полнометражек, поп-джазовую «Locomotiv GT X» и более роковую «Ellenfel Nelkul», команда вообще решила притормозить свою деятельность и в середине 80-х сошла со сцены. В 1992-м музыканты собрались вместе чтобы дать прощальный концерт, но всего спустя пять лет «Локомотив» вновь встал на рельсы и вернулся с программой «424 Mozdonyopera», позиционировавшейся ни больше, ни меньше как «локомотивная опера». Под конец века группа даже обзавелась собственным фестивалем («LGT Festival»), который проходил вплоть до 2007 года. В 2002-м вышел еще один альбом, «A Fiuk A Kocsmaba Mentek», и хотя работа быстро обрела золотой статус, а сами «LGT» время от времени влегкую устраивали аншлаги, студийного продолжения не последовало.