Рене Магритт. Сын человеческий или история о пальто и котелках.

Рене Франсуа Гислен Магритт (фр. René François Ghislain Magritte; 21 ноября 1898, Лессин — 15 августа 1967, Брюссель) — бельгийский художник-сюрреалист. Известен как автор остроумных и вместе с тем поэтически загадочных картин.

Рене Магритт.  Сын человеческий или история о пальто и котелках.

Образ мужчины в пальто и котелке проходит красной нитью через все творчество Магритта. Впервые он рисует схожий силуэт в 1926 году, назвав картину «Размышления одинокого прохожего». Некоторые исследователи его творчества полагают, что картина написана под впечатлением от смерти матери художника. (Покончила жизнь самоубийством, спрыгнув с моста).

Год спустя мотив котелка и пальто вновь всплывает в творчестве Магритта. «Смысл ночи». Смысл ночи, понятное дело, во сне.

В очередной раз Магритт вспоминает про данный образ лишь в 1951 году, создав картину «Ящик Пандоры». Предположительно, белая роза выступает символом надежды, оставшейся на дне ящика.

В 1953 году Магритт рисует знаменитую «Голконду» дождь из мужиков. Сам Рене утверждал, что данная картина олицетворяет одноликость толпы и одиночество индивидуума в ней, который может прикоснуться к настоящей жизни — опять же — лишь во сне.

В 1954 появляются «Великое столетие» и «Школьный учитель».

«Великое столетие»

«Школьный учитель»

В 1955 году человек в пальто и котелке раскрывается с разных сторон. Три фигуры, три луны, три реальности. «Шедевр или тайна горизонта»

В 1956 альтер-эго Магритта утрачивает форму и мимикрирует под горизонт — работа «Поэт воссозданный»

В 1957 году Магритт вдохновляется Боттичелли, помещая Весну на спину человека в пальто. «Готовый букет»

Сделав перерыв в три года, в 1960 пальто возвращается к благодарному зрителю. С собой оно приводит яблоко. «Почтовая открытка»

А также представителей фауны. Важная деталь — человек в пальто и котелке поворачивается к нам лицом. «Присутствие духа»

В 1961 году Гагарин совершил полет в космос, а Магритт нарисовал «Портрет Штефи Ланг», куда не преминул поместить два комплекта «пальто-котелок».

В 1962 году к фигуре добавились любимые художником изображения облаков и листвы, да и концепция трех пространств вновь нашла отражение в творчестве бельгийца.

«Высший свет».

«Дух приключений»

В 1963 Магритт вновь немного поэкспериментировал с формой.


«Бесконечное признание»


«Сторонник порядка»

В 1964 художник пишет предтечу «Сына человеческого». «Человек в котелке»

И, наконец, мы добрались до, пожалуй, самой известной картины Магритта. «Сын человеческий» задумывался как автопортрет художника, символизируя современного человека, утратившего индивидуальность, но не избавившегося от соблазнов.

В этом же году была написана вариация «Сына человеческого» — «Великая война»

Спустя два года после «Сына Человеческого» Магритт вновь вернулся к котелкам. «Декалькомания» и «Королевский музей» датируются 1966.

«Декалькомания»

«Королевский музей»

На этом Магритт закончил свои отношения с котелками…