Живой импрессионизм: 35 фотографий на пленэрах, в студиях, в садах и теплицах

Появление и распространение фотографии — одна из самых значимых для художников-импрессионистов технических и визуальных революций. С фотографией в их живопись приходит новое построение перспективы, нарочито обрезанные краем полотна фигуры (как будто случайные снимки). А еще импрессионисты стали чуть ли не первым в истории искусства поколением художников, жизнь которого можно изучать по фотографиям. Парадным и случайным, по пожелтевшим от времени и по отреставрированным современными профи в новейших компьютерных программах.

Клод Моне на фоне своих картин в мастерской.

Эдгар Дега
Дочь Берты Моризо Жюли вспоминала о дружеских ужинах, на которых Эдгар Дега бегал вокруг стола с фотоаппаратом, как ребенок, заполучивший сокровище. Он снимал друзей, их детей, натурщиц и балерин. Некоторые из этих фотографий становились эскизами к будущим картинам.

Эдгар Дега. Автопортрет с Кристин и Ивон Лероль, 1895−96.

Эдгар Дега со служанкой. 1895.

Эдгар Дега. Танцовщицы поправляют бретельки на платье. 1895.


Эдгар Дега. Голубые танцовщицы


Голубые танцовщицы
Эдгар Дега
1897, 65×65 см


Эдгар Дега. После ванны

Фото: Эдгар Дега. После ванной. Женщина, вытирающая спину.
Одноименная картина Эдгара Дега.

Огюст Ренуар
Ренуара снимали много, по оставшимся фотографиям можно отследить несколько десятилетий, найти изображения его любимых натурщиц, друзей и семьи. Он провел в инвалидном кресле последние 7 лет жизни, но не переставал работать даже когда его руки оказались неподвижны и к ним приходилось привязывать кисти.

Огюст Ренуар (за столом справа) с друзьями. 1900.

Ренуар и Малларме, 1895. Фото Эдгара Дега.

На следующий день после похорон Стефана Малларме, 1898. (Рядом с сидящим Ренуаром — Мизиа Серт-Натансон).

Огюст Ренуар в парижской студии.

Огюст Ренуар перед домом в Кань, 1912-1914.

Ренуар и мадам де Галеа в студии художника в Кань, 1912

Пьер Огюст Ренуар. Отдыхающая мадам де Галеа
1912, 114.3×162.4 см

Клод Моне
Клод Моне был фигурой медийной, к нему в Живерни приезжали журналисты, фотографировали и брали интервью. По его саду гуляли политики, принцы и принцессы, актеры, режиссеры, владельцы галерей.

Клод Моне около пруда с водяными лилиями. 1910.

Клод Моне и Жорж Клемансо на японском мостике. 1921.

Клод Моне и актриса Шарлот Лизе. 1915. Фотограф Саша Гитри.

Клод Моне работает над панно с водяными лилиями. 1920.

В этом фотографическом цикле из мастерской в Живерни потрясают не только размеры полотен. Вы посмотрите, какими кистями написаны знаменитые панно с кувшинками!

Анри де Тулуз-Лотрек
Фотограф Морис Гибер был близким другом Тулуз-Лотрека. Ироничный, балаганный, забавляющийся, эпатажный Лотрек — образ гораздо более убедительный, чем литературно-биографический образ инвалида-одиночки.

Анри де Тулуз-Лотрек, рисующий Анри де Тулуз-Лотрека. Фото Мориса Гибера.

Служащий Мулен Руж показывает Тулуз-Лотреку плакат Жюля Шере, отца современного плаката.


Анри де Тулуз-Лотрек в костюмах. Фото Мориса Гибера.

Камиль Писсарро
Камиль Писсарро постоянно окружен людьми: учениками, членами большой семьи, коллегами. Художник, который обладал на редкость убедительным талантом учителя.


Писсарро в своей студии в Эраньи. 1894

Камиль Писсарро с сыновьями Люсьеном, Феликсом и Родо, 1894.

Писсарро (с седой бородой) и Сезанн (в центре) в Овере. 1874.

Гюстав Кайботт
Франт Кайботт в центре Парижа, или инженер Кайботт за чертежами очередной лодки, или цветовод Кайботт, который вырастил цветов больше, чем написал (читайте биографию художника, чтобы узнать, сколько всего он успевал). Он напоминает героя одной из своих картин.

Гюстав Кайботт за чертежным столом, около 1891. Фото брата художника Марсиаля Кайботта.

Гюстав Кайботт со своей собакой на площади Каррузель, Париж, 1892. Фото брата художника Марсиаля Кайботта.

Гюстав Кайботт в своей теплице. 1892.

Джон Сингер Сарджент
Сарджент — художник-путешественник, художник без дома и родины, образ его жизни, пожалуй, самый импрессионистский. Он американец, который рос и потом жил во всей Европе сразу и оставил сотни путевых зарисовок.

Джон Сингер Саджент в своей парижской мастерской. 1883.

Мадам Х (Мадам Пьер Готро)


Джон Сингер Сарджент на пленэре. 1888−1889.

Берта Моризо
Берту Моризо критики долгое время не воспринимали всерьез. Она была фантастически, сказочно красивой, а потому от нее ждали удачного замужества и скорого расставания с живописью, как со временной блажью.

Берта Моризо. 1870.