Карл Блосфельдт — научная фотография как искусство

Карл Блоссфельдт (нем. Karl Blossfeldt, 1865—1932) — немецкий фотограф, скульптор и преподаватель, работавший в Берлине. Работал с камерой собственного изобретения, позволявшей ему достигать 30-кратного увеличения, относительно их оригинального размера.

Карл Блосфельдт  - научная фотография как искусство

Фотографировал в основном цветы, растения и фрагменты растений. При таком увеличении растения напоминают абстрактные формы, а не само растение как таковое. Фотографии Блоссфельдта можно в равной степени отнести как к научной фотографии, так и к произведениям искусства.

Карл Блосфельдт всегда считал, что основным учителем человека, связавшего свою жизнь с искусством, должна стать природа. «Растение всегда представляет собой нечто большее, чем сухая функциональность» — учил он своих студентов. — «Его форма, определенная логикой существования, всегда стремится к высшей степени художественности».

В течение 30 с лишним лет (с 1899 года практически до самой смерти) Блосфельдт фотографировал цветы, почки, семена, стебли, корни и другие части всевозможных растений. Он сделал несколько тысяч отпечатков, с успехом использовал их в образовательном процессе, но до конца 1920-х годов за стенами колледжа его имя оставалось практически неизвестным.

В 1928 году Карл Блосфельдт издал альбом «Прототипы искусства» («Urformen der Kunst»). Книга мгновенно стала международным бестселлером и 63-летний профессор в один миг превратился из скромного преподавателя в знаменитого на весь мир фотохудожника. В 1931 году Блосфельдт ушел на пенсию, а в следующем году незадолго до смерти издал еще одну книгу «Волшебный сад природы» («Wundergarten der Natur»). Обе книги стали заметным вкладом в движение «Новая предметность» (другое название — «магический реализм») и оказали значительное влияние на развитие фотографии XX века.