Литография и способы ее создания

Литография (от греческих «lithos» — камень и «grapho» — пишу, рисую) была создана в 1798 году Алоизием Зенефельдером в Богемии. Причем получилось у него это, судя по слухам, совершенно случайно.

Стало возможным делать сравнительно недорогие цветные рисунки и переводить графику художников для продажи. Вначале литография использовалась для воспроизведения цветных иллюстраций. В Европе начали открываться литографические заведения, а с 1813 года появились и в России.

Резцовая гравюра на меди или дереве были трудоемкие, редко кто из художников гравировал сам. Они использовали труд граверов-ремесленников, которые многие месяцы затрачивали на изготовление одной печатной формы. Полутоновой рисунок переводился на условный язык гравюры, что приводило к потере авторской легкости исполнения. Художники были вынуждены изначально рисовать работы под подобные техники. С изобретением нового вида печати — художник мог сам создавать литографию, рисуя на зернистой поверхности специального литографского камня жирным литографским карандашом .

Литографский камень — кусок плотного известняка, который долго и трепетно шлифуется. Далее на него наносится рисунок.
Литографский карандаш содержит химические вещества, которые реагируют с веществом литографского камня и после дополнительной химической обработки водным раствором коллоида образуют печатную форму. Для плотных заливок цветом используют литографскую тушь. Она как и китайская продается кусками и по необходимости разбавляется водой.

Литография, основанная на химических свойствах камня, не требовала от исполнителя физических усилий при рисовании. Самое главное в том, что изображение, нанесенное художником на камень, после обработки раствором коллоида становится без каких-либо изменений готовой печатной формой и может использоваться еще очень долгое время.
Это привлекло к увлечению литографией известных художников:

Франциско Гойя делал свою серию «Быки Бордо» именно в технике литографии.в 1828 — ом)

Жерико

Делакруа

Манэ

Дега

Тулуз Лотрек

Пикассо

Распространение литографии так же дало возможность печатать качественные и более дешевые каталоги художников) Одним из неудобств литографии было то, что изображение на оттиске получалось зеркальным. Применение специальных переводных бумаг избавило от этого недостатка.

Сам процесс создания литографии происходит следующим образом:
• на камне рисуется изображение
• камень протравливается кислотой, воздействующей на не покрытую жиром поверхность. (жир — это наш карандаш и тушь)
• литографский камень устанавливается в станке
• исходное изображение смывается
• валиком наносится на увлажненный камень краска, пристающая лишь к непротравленным частям камня, в точности соответствующим рисунку
• бумага посредством литографского станка плотно прижимается к покрытому краской литографскому камню или пластине (прокатывается под прессом)

У этой техники большие возможности в передачи фактуры и других выразительных художественных средств, оттиск — каждый — считается оригиналом и обладает худ. ценностью. Авторская графика делается всегда ограниченным тиражом,о чем свидетельствует нумерация каждого оттиска тиража, обязательная для оригинальных литографий. Каждый лист литографии является подлинным авторским произведением, о чем свидетельствует обязательная подпись автора.