Пётр Алексеевич Левченко — украинский живописец-пейзажист, график

Пётр Алексеевич Левченко (укр. Петро Олексійович Левченко) (29 июня 1856, Харьков — 14 января 1917, там же) — украинский живописец-пейзажист, график, мастер интерьерных композиций.

Пётр Алексеевич Левченко — украинский живописец-пейзажист, график

Творчество Левченко выражается глубокой задушевностью и лиризмом. Среди географии его ландшафтов доминирует Слобожанщина и Киевщина в разные времена года. Как пейзажист, Левченко был необычайно внимательным к неуловимым особенностям украинской природы, её атмосферным явлениям. Именно это становится определяющим в поисках соответствующего композиционного, цветового и тонального решения его картин: лёгкие, полупрозрачные краски, сквозь которые часто проглядывает фактура полотна, передают ощущение утренней прохлады, ранней дымки (укр. серпанку), мглы, ярких красок полдня, разнообразия зелени или охристо-серых красок влажного и свежего воздуха.
Замечательные пейзажи «Глухомань», «Вечер. Сльота», «На Харьковщине» — программные работы Левченко конца ХІХ — начала XX веков, плодовитого зрелого этапа его творчества.

Кроме пейзажей, особым увлечением Левченко были интерьерные композиции. На Украине он был одним из выдающихся мастеров этого жанра. Работы этого направления отображают уютные уголочки и рабочие места жилья человека, обстановку его быта, работы, преисполненные любовным чувством их хозяев, окутанные элегической поэзией её интимного существования. Это уголки комнат с красными, зелёными, белыми, радужными лампами, креслами, письменными столами. Среди них — интерьеры с изображением жены художника Матильды за работой, с книгой, за роялем. Они по-настоящему живописны, виртуозно написаны, некоторые из них Левченко удавалось углубить до уровня значительных художественных образов.
В работах Левченко последнего периода можно увидеть работы, творческая манера которых, близка к стилистике модерна. Фактурная поверхность картин этого времени становится матовой, со сдержанной цветовой гаммой, лишённая внешнего блеска.
В конце жизни художник сделал немало рисунков на тональной бумаге с вкраплениями белых или красных гуашевых плоскостей. Левченко всегда был виртуозным мастером рисунка. Карандаш или угль в его руках творили настоящее чудо. Линия у него то звонкая, то бархатная; облик то нежный и трепещущий, то чеканный. У его творчества преобладал рисунок чёрным контуром. Реже он пользовался градациями тонов, пастелью.
Творец лирического пейзажа Пётр Левченко сделал великий вклад в развитие украинского изобразительного искусства, объединив в своих работах реализм и чувственный импрессионизм.