Ретроспективу Андерса Цорна впервые за 111 лет представил Малый дворец в Париже

Пти-Пале в Париже обратился к творчеству крупной фигуры шведской живописи — импрессиониста Андерса Цорна. Около 150 работ экспозиции отражают карьеру виртуозного акварелиста, талантливого живописца и блестящего мастера, а также друга и соперника Джона Сингера Сарджента, Хоакина Сорольи, Джованни Больдини и Поля Альберта Бенара.

Несмотря на то, что художник пользовался небывалой популярностью в столице Франции в конце XIX и начале XX веков, его картины последний раз выставлялись в Малом дворце в 1906 году.

В моей гондоле
Андерс Цорн
1894
Нынешняя выставка «Андерс Цорн. Мэтр шведской живописи» знаменует возвращение живописца, который не получил признания в родной Скандинавии, но чьё творчество чествовали в Сан-Франциско и Нью-Йорке в 2013 и 2014 годах.

Жизнь Андерса Цорна (1860 — 1920) могла бы стать материалом для большого романа. Он родился в бедной семье без отца и, благодаря тяжёлому труду, завоевал славу и богатство. Закончив учёбу в Королевской академии изящных искусств в Стокгольме, 21-летний художник покинул родину и начал путешествовать. Сначала была Испания, затем Лондон и Париж, а далее — Турция, Италия, Греция, Северная Африка и, на пике карьеры, триумфальные туры в Соединённые Штаты.

В возрасте всего 29-ти лет Андерс Цорн стал кавалером Ордена Почётного легиона во Франции.


Андерс Цорн, «Автопортрет с моделью» (1896). Национальный музей Швеции, Стокгольм

Этот космополитичный художник быстро привлёк внимание публики своими большими акварелями и непревзойдённым мастерством, с которым он изображал воду — будь то море вокруг Стокгольмского архипелага, побережье Северной Африки, Венецианская лагуна, порт в Гамбурге или волны Атлантики. В этом Цорн не знал себе равных. Используя ограниченную палитру, художник, тем не менее, достиг потрясающей виртуозности в смешивании цветов.


Андерс Цорн, «Плещущие волны» (1887). Государственный музей Швеции, Копенгаген


Андерс Цорн, «Кырквикен, Лидинго» (1883). Музей Андерса Цорна, Мора

Во время многочисленных остановок в Париже художник чередовал акварель и масляную живопись, специализируясь на портретах, изысканность которых высоко ценили его клиенты. Его отменное чувство композиции и передачи света делали каждую картину шедевром. В Соединённых Штатах Цорн пользовался феноменальным успехом: президенты, политики, банкиры и промышленные магнаты соперничали за то, чтобы позировать ему.

В течение нескольких лет он стал одним из самых уважаемых и востребованных мастеров как в Европе, так и в Штатах. Своей искусности Цорн во многом обязан Рембрандту, чьи гравюры он собрал.


Читающая Эмма
Андерс Цорн 1887

В конце XIX века Цорн с женой Эммой переехал в шведский город Мура, где ныне его студия стала туристической достопримечательностью. На картинах он изображал природу и народные традиции своей страны. Жанровая сцена «Танец в Иванову ночь» (1897) — откровенное признание в любви к родной провинции Даларне и длинным летним ночам — стала классикой шведского искусства.


Танец в Иванову ночь
Андерс Цорн
1897, 140×9.8 см

Однако по мере того как акварельные работы и портреты стали выходить из моды в большей части Европы и Соединённых Штатов, угасала угасать популярность творчества Андерса Цорна.
Андерс Цорн. Летние забавы
Экспозиция «Андерс Цорн. Мэтр шведской живописи» призвана возродить интерес к некогда обожаемому публикой шведу. Не случайно «лицом» ретроспективы стал акварельный шедевр под названием «Летние забавы» (1886). В июне 2010 года его приобрёл частный коллекционер на распродаже в Стокгольме за 26 миллионов крон (3,35 миллиона долларов). Это самая высокая цена за картину шведского художника — и самая высокая цена, когда-либо уплаченная за художественное произведение на шведском аукционе.

Планировка и сценография выставки заставляют посетителей мысленно представить многогранную жизнь живописца. Дополнением к картинам служат фотографии художника, большинство из которых демонстрируется впервые. Партнёрами проекта выступили Музея Цорна в Море и Национальный музей в Стокгольме. Многие скандинавские и французские музеи одолжили для экспозиции важные шедевры их своих коллекций.


Андерс Цорн, «Летние забавы» (1886). Частная коллекция
Выставка «Андерс Цорн. Мэтр шведской живописи» в парижском Пти-Пале продлится до 17 декабря 2017 года.

По материалам официального сайта Малого дворца в Париже
Автор: Влад Маслов