Бернар Палисси — французский естествоиспытатель и художник-керамист.

Бернар Палисси (фр. Bernard Palissy; ок. 1510, Ажен — ок. 1589, Париж) — французский естествоиспытатель и художник-керамист.

Бернар Палисси — французский естествоиспытатель и художник-керамист.

Изучал гончарное производство, стеклоделие и искусство живописи по стеклу. С 1539 года занимался производством керамики в Сенте; разработал ряд рецептов изготовления окрашенных эмалей и глазурей. В 1564 году переехал в Париж, где получил должность «изобретателя сельских фигурок для короля» при дворе Карла IX и Екатерины Медичи.

Бернард Палисси был настоящим ренессансным полиматом, чьи многочисленные области знаний варьировались от живописи и стеклоделия до геологии и естественной истории. Он проводил эксперименты и писал трактаты, которые обогащали как палеонтологию, так и керамику.
Родился около 1510 года в Ажане, в семье ремесленников. Отец Палисси делал витражи, поэтому сын тоже изучал семейное дело: стеклоделие и роспись по стеклу, гончарное искусство.
Около 1539 года Палисси переехал в город Сент (около Бордо), женился и создал собственную мастерскую. В тот период Палисси работал как портретист, геодезист, изготавливал изделия из стекла. В 1546 году он принял судьбоносное решение — перешёл в протестантство.

В его случае это не фигура речи, Палиссити действительно изменил свою жизнь. Дальнейшая его судьба похожа на современный роман о средневековье, где автор создает закрученный сюжет из заключений героя в тюрьму, ожидания помощи, королевской милости, нищеты, богатства, и прочего.

Целых шестнадцать лет Палисси искал секрет китайского фарфора, и его эксперименты довели семью до нищеты. Жил мастер в безвестности, но в 1648 году чудаковатым керамистом заинтересовался коннетабль Франции Анн де Монморанси. Он предложил художнику украсить свой замок в Экуане.

Работа на коннетабля де Монморанси привела Палисси к признанию. С 1563 года он стал работать для королевской семьи, а его мастерская находилась недалеко от Лувра (там, где сейчас находится стеклянная пирамида). Он наконец-то заработал много денег, и семья стала богатой.

Это было время войн Генрихов. И время фанатического давления на общества. Инакомыслящих заключали в тюрьмы. Попадал и Палиссити. Влиятельные сторонники спасали его во многих случаях, а как же, ведь он — верный и откровенный гугенот.

В 1567 году поручили ему построить ей грот во дворах дворца Тюильри. Хотя он сделал фабрику специально для создания грота, он так его и не создал, по причинам, которые до сих пор не поняты.

И да, за это время Палисси также получил признание благодаря публичным лекциям по естественной истории, которые дополняли его керамические работы.

Но судьба в конце — концов отвернулась от этого уникального человека: в 1588 году художник был арестован в последний раз и отправлен в Бастилию, где он умер два года спустя. Конец жизни Палисси вполне соответствовал его активной и бурной молодости.

По словам Д’Обинье и других протестантов, Генрих III предложил Палисси свободу, если он отречется, но художник отказался. Осужденный на смерть, когда ему было почти восемьдесят лет, он и умер в подземелье в Бастилии в 1590 году.

Друг, летописец и заключенный Пьер де Л’Эстоил позже рассказал о судьбе Палисси:
«В этом же году 1590 года мастер Бернард Палисси умер в подземельях Бастилии, заключенный за свои убеждения и веру в возрасте 80 лет и убитый страданиями, нуждами и плохим обращением».

«С ним трое других женщин были брошены в тюрьму за веру. Очень хорошая женщина, которая принесла мне эту новость, вернулась из Бастилии, где она осведомилась о состоянии Палисси. Там она обнаружила, что Палисси умер, и ей сказали, что если она захочет его увидеть, то сможет найти труп на валах с собаками, куда его вышвырнули, так как он сам был собакой».

Майолику Палисси можно найти в музеях и частных коллекциях по всему миру сегодня, но вот проблема: немногие из существующих произведений несут подпись оригинального художника. Зато узнается стиль майолики, созданный художником.

Сегодня работами Палисси восторгаются, они — проявление Возрождения. Он вылепил серию любопытных, деревенских керамических блюд. Эти глянцевые, скульптурные сосуды и тарелки покрыты глазурью с яркими драгоценными тонами и ползают по ним различные виды животных, которые Палисси изучал, они до ужаса похожи на живых существ, дышащих.
Очаровательные и эксцентричные, тарелки хранятся в коллекциях крупнейших музеев мира, таких как Музей Виктории и Альберта (V & A) в Лондоне и Гетти в Лос-Анджелесе.

В Европе эпохи Возрождения литье методом отливки в формах уже широко использовалось среди металлистов 16-го века, которые создавали декоративные предметы из золота и бронзы, украшенные фигурками, с энтузиазмом эпохи к природному миру и ростом маньеризма. Палисси адаптировал технику к своим целям, создав гипсовые отливки; он считается первым, кто применит эту технику для керамики.