Хаяо Миядзаки возвращается!

Создатель анимационных шедевров «Унесенные призраками» и «Ходячий замок» пообещал снять еще один мультфильм ради своего внука.
В 2013 году режиссер заявил о завершении карьеры, поскольку у него ухудшилось зрение. Позже он пообещал выпустить короткометражку «Гусеница Боро», но сейчас стало известно, что новый фильм Миядзаки будет полнометражным.

Хаяо Миядзаки возвращается

1. Миядзаки — страстный поклонник авиации

Хаяо Миядзаки во время работы над мультфильмом «Ветер крепчает». Кадр из документального фильма «Царство грез и безумия».
Хаяо Миядзаки родился 5 января 1941 года в Токио в разгар Второй Мировой войны. С раннего детства маленький Хаяо грезил небом. Его отец был директором фабрики Miyazaki Airplane, которая производила детали для самолетов. Тема полетов, порой на самых фантастических летательных аппаратах, красной нитью прошла сквозь все творчество Миядзаки — от «Небесного замка Лапута» через «Порко Россо» и «Ходячий замок», чтобы достигнуть кульминации в последней на сегодня работе режиссера «Ветер крепчает». Прототипами героев этого анимационного фильма — Дзиро и Наоко — в некоторой степени стали родители Миядзаки (главный герой по большей части списан с реального авиаконструктора Дзиро Хорикоси). Его мать страдала от туберкулеза позвоночника и большую часть детства Хаяо была прикована к постели. Повествование в мультфильме Миядзаки заканчивает в 1939 году — в самом начале войны и за два года до своего рождения.

2. Он ни дня не работал по специальности


Хаяо Миядзаки и Исао Такахата.

Миядзаки неоднократно признавался, что с детства мечтал стать аниматором. Осознание пришло к нему в старших классах школы, когда он увидел в кинотеатре мультфильм «Легенда о белой змее». Неизвестно, что именно побудило его поступить в Университет Гакусюин на факультет политики и экономики. Возможно, мечта о рисовании сказок казалась Хаяо слишком легкомысленной, и он решил получить «взрослую» специальность (однако на протяжении учебы он состоял в клубе по изучению всемирной детской литературы). Как бы там ни было, получив в 1963 году диплом политолога и экономиста, Миядзаки тут же устроился работать на киностудию «Тоэй», где в начале своей карьеры рисовал промежуточные кадры для мультфильмов. Здесь же он познакомился с двумя самыми важными людьми в своей жизни — женой Акэми и «пожизненным» другом-партнером Исао Такахатой.

3. Он не собирался становиться режиссером

Миядзаки пытался рисовать мангу еще во время учебы в школе. Но первой его серьезной графической работой стала «Навсикая из Долины Ветров». В 1982 году Миядзаки некоторое время сидел без дела и начал реализовывать скопившиеся у него многочисленные идеи, превратив их в комикс. Пост-апокалиптическая история о героической принцессе, защищающей мирную долину от войны за иссякающие природные ресурсы, выходила в журнале «Анимейдж». Изначальное соглашение с издателями запрещало Миядзаки экранизировать «Навсикаю», но популярность манги вынудила их просить аниматора снять по нему сериал. Миядзаки же был согласен только на полнометражный фильм. Работа над «Навсикаей» стала для него серьезным испытанием. После того, как фильм был готов, Миядзаки сказал: «Да, я снял фильм, но растерял всех своих друзей. Я не хочу такой жизни. Я хочу вернуться назад и снова работать аниматором». На следующую картину — «Небесный замок Лапута» — его уговорил продюсер студии «Гибли» Тосио Судзуки. Но несмотря на «престижный» режиссерский статус, Хаяо Миядзаки всегда был прежде всего художником-аниматором. Он всегда сам создавал «сториборды» (доски с ключевыми кадрами мультфильма) для всех своих работ. А в июле 2015 года был заявлен выход манги «Ветер крепчает».

4. Он снова научил детей мечтать

В 1985 году Миядзаки и Такахата открыли собственную студию анимации Ghibli. Это необычное название стало очередным реверансом в сторону авиации: оно было позаимствовано у итальянского самолета Caproni Ca.309 Ghibli, который, в свою очередь, был назван арабским словом, означающим средиземноморский ветер сирокко.

Именно в студии «Гибли» Миядзаки создал свои всемирно известные шедевры. 15 июля 2015 года студия отметила 30-летие со дня основания. Однако еще в 2014 году руководство студии заявило, что прекращает работать над полнометражными картинами, оставив лишь небольшую команду для работы над проектами Миядзаки, рекламными роликами и клипами. Но в студии также сообщили, что не исключают возможности сбора команды фрилансеров для работы над полным метром.

Хаяо Миядзаки, говоря о своем детище, не раз признавался, что собственная студия позволила ему, наконец, начать снимать те фильмы, которые, как ему казалось, были так необходимы его зрителям. Он хотел снова научить детей мечтать, грезить о путешествиях и верить в чудеса. Безусловный успех его сказочных притч говорит о том, что ему это удалось.

5. В его картинах отдельную роль играет природа

Миядзаки не любит, когда его называют «японским Диснеем». И даже отдавая дань уважения работам американских аниматоров, он пеняет им на то, что природа у них выглядит слишком искусственной и фальшивой. Миядзаки сам признает, что манера описания природы — одна из отличительных особенностей мультфильмов студии «Гибли»: «Нам интересны отношения не только и не столько между людьми, мы всеми силами стремимся к тому, чтобы выразить в своем творчестве красоту всего мира в его целостности: взаимодействие пейзажа, климата, времени, солнечного света, растительности, воды, ветра — всех этих прекрасных вещей».

Миядзаки всю жизнь любил путешествовать. В многочисленных поездках по миру он искал, прежде всего, натуру для своих картин. Из Уэльса он привез идеи для «Небесного замка Лапута» и «Ходячего замка» (снятого по мотивам романа валлийской писательницы Дианы Уинн Джонс). Интересно при этом то, что многие ландшафты из «Ходячего замка» Миядзаки «подсмотрел» во время путешествий по Казахстану и Эльзасу.

6. У него не получается уйти в отставку

Мир вполне мог лишиться гениальных творений Миядзаки, обеспечивших ему всемирную известность и две награды Киноакадемии. В 1997 году, после выхода на экраны «Принцессы Мононоке» режиссер стал задумываться о том, чтобы отправиться на покой, в частности, потому что у него начало ухудшаться зрение. Но, по всей видимости, Миядзаки не привык сидеть без дела. Спустя четыре года он вдруг «выстрелил» потрясающей картиной «Унесенные призраками», за которую и получил первого «Оскара».

В 2013 году, перед выходом мультфильма «Ветер крепчает» режиссер заявил, что это его последний мульфильм. После этого Миядзаки полностью посвятил себя работе в Музее «Гибли», где рисовал открытки и панели для тематических выставок. Однако в июле 2015 года режиссер сообщил, что работает над новым анимационным фильмом о гусенице Боро, в котором впервые применит 3-D-анимацию.