По волнам нашей памяти: поп-арт, Питер Макс и мультфильм «Контакт»

Сегодня, в Международный день анимации, вспоминаем «дедушку психоделического искусства», знаковый музыкально-анимационный фильм «Yellow Submarine» и сюрреалистические советские мультики.

Взято из статьи Артхив

Кто создал синих вреднючек, почему все вспоминают художинка-шестидесятника Питера Макса, забывая Хайнца Эдельманна, и какие из обожаемых отечественных мультов также «всплывают» по ходу чудо-приключения? Отправляемся на выставку, аукцион, включаем и яркие воспоминания. Погружаемся!


Открытие
Питер Макс
XX век

Питер Макс — дедушка психоделического искусства, неутомимый 77-летний ребенок родом из 60-х, приятель Пола Маккартни и Джими Хендрикса, он и сегодня — один из идолов поп-арта. Поклонники его стиля записывают в список достижений Макса и легендарную мультяшную Yellow Submarine, и… ошибаются. Но обо всем по порядку!

Работы Питера Макса украшают борт авиалайнера и норвежского судна Cruise Lines, пестреют на сувенирных почтовых марках США. Будучи в преклонном возрасте, он и сегодня рисует каждый день в своей студии на Манхэттене. Эти работы — словно свежеиспеченные ванильные маффины! И улетают они, как горячие пирожки: каждый уик-энд в США и Европе проходят выставки художника. В марте его работы показали в нью-йоркской Галерее изобразительного искусства Charlotte, а ныне экспозиция «Питер Макс: Ретроспектива — с 1960 по 2015» выставлена в Music City Fine Art в городе Нешвилл (штат Теннеси).

Питер Макс показывает свою знаменитую картину «Love» 60-х годов и рассказывает о рояле в своей студии с автографом Ринго Старра («Битлу» понравился яркий рояль, у него — другой экземпляр). А вообще он дружил с Йоко Оно, и общался с ней и Джоном после их свадьбы.

Питер Макс писал картины для пяти президентов США, его работы выставляются в 2200 музеях по всему миру, к тому же он стал официальным художником пяти Суберкубков сборной США, сотрудничал для премии «Грэмми» — список можно продолжить.


Клосмический беглец
Питер Макс
XX век


Лучший мир
Питер Макс


Вегас
Питер Макс

Эра хиппи и краски Востока едины!

…Ну, а начиналось все в Шанхае, где рос Питер Макс: семья Петера Финкельштейна (Макс — псевдоним) бежала от нацистского режима, покинув Берлин, когда он был ребенком. На несколько лет они обосновались в Шанхае, и, давно заметив тягу сына к рисованию, мать как-то увидела на улице людей с мольбертами. Она спросила — не научат ли они мальчика рисовать? Те позвали 10-летнюю девочку Умбу, которая и стала его первым учителем (во время недавнего путешествия в Шанхай Макс пытался ее найти, но безуспешно). Десять лет спустя семья начала странствовать по миру в поисках дома: Тибет, Израиль, Париж и, наконец, Нью-Йорк.


Сюжет №2
Питер Макс
XX век

Здесь Макс учился в известнейшей арт-школе Art Students League of New York, и среди его учителей был Франк Рийли (Frank J. Reilly) — однокашник Нормана Роквелла. Соединив впоследствии привитый там «иллюстративный реализм» с эстетикой поп-арта Энди Уорхола, Питер Макс обрел все краски собственного стиля. Его имя — настоящая икона психоделической эры хиппи!


Бог благословил Америку пятью свободами
Питер Макс
XX век

Настоящей страстью художника были знаменитости — он писал портреты Барбары Стрейзанд, Джеймса Дина и Элвиса Пресли. А началось все с того, что в один прекрасный день, когда он сидел у здания художественной школы, Мэрилин Монро случайно проходившая мимо, остановилась на мгновение, чтобы похвалить его забрызганные краской брюки.


Сюжет №1
Питер Макс
XX век

Откуда приплыла желтая субмарина

Шедевр мультипликации, сваренный на бульоне из песен Beatles, взорвавший экраны в 1968 году, «Yellow Submarine» остается безусловной классикой психоделического искусства. «Желтая подводная лодка» — родоначальник «Южного парка», «Симпсонов» и «Футурамы». Кстати, макет лодки недавно стал лотом виртуального аукциона «Кто есть кто в поп-культуре ХХ веке» с эстимейтом $10,000.

По словам организаторов аукциона, если у Уолта Диснея и есть конкурент по степени влияния на культурные пристрастия прошлого века, то это, конечно же The Beatles — звезды анимационного фильма всех времен и народов Yellow Submarine. На аукционе представлена цветная модель субмарины — один из важнейших артефактов в истории анимации!

Многие фанаты этого полуторачасового произведения искусства свято уверены, что создал его Питер Макс, ведь образы, цветовая гамма и стилистика в целом не оставляют места для сомнений. А вот и нет!


The Beatles
Хайнц Эдельманн
XX век

На самом деле, желтую подводную лодку вместе со всеми синими вреднючками и антимузыкальными ракетами придумал родившийся в Чехословакии в 1934-м немецкий художник и дизайнер Хайнц Эдельманн (Heinz Edelmann).

Как Уильям Тернер помог Эдельманну

Художник в 60-е был на виду: он учился, а затем работал в Дюссельдорфской Академии художеств, с большим интересом изучая печать. В 30 он был одним из самых перспективных дизайнеров в Европе, по-новаторски оформляя авангардный немецкий журнал Twen (и не только). Вот примеры работ художника из 60-х, 70-х — улавливаете стиль?

Но сомнения в способности Эдельманна «не потопить» проект все же были. Дело решил случай. Продюсер Yellow Submarine Аль Бродакс и продюсер Битлов Брайан Эпштейн были впечатлены увиденным в галерее Тейт полотном Тернера «Буря на море» и, вообще, его видением водной стихии.

Это и помогло преодолеть сопротивление Эпштейна в назначении Эдельманна художественным руководителем проекта, мол, он, пожалуй, именно тот художник, «способный реализовать тернеровское видение». Причудлива логика продюсеров! Тем неожиданней чудесный результат.


Сюжет 4
Хайнц Эдельманн
1970-е
Вскоре последовали рисованные прототипы — образы «Битлов» для мультфильма, и идеи посыпались, как из рога изобилия. Часть из них помогала генерировать и команда, работавшая вместе с Эдельманном над мультфильмом. Нет денег? Заполним экран. цифрами, это дешево!


Афиша к Yellow Submarine
Хайнц Эдельманн
XX век

Когда ему задавали вопрос о том, где он черпал вдохновения для создания психоделических образов, намекая на распространенные в то время химические вещества для изменения сознания, он отвечал: «Я довольно консервативный человек, из рабочего класса, и могу разве что напиться».


Фантастические создания
Хайнц Эдельманн
XX век

Хайнц Эдельман признавался, что в 1964 году ему, и правда, попадались несколько работ Питера Макса в прессе, однако на них он бросил лишь беглый взгляд. Более того, он был уверен, что интерес к психоделическим картинкам Питера Макса привлек именно релиз «Yellow Submarine». В свою очередь, Макс, никогда не претендовавший на авторство идеи Submarine, не отмечает, что легендарный мульт уходит корнями в его образы.


Барабанщик
Питер Макс
XX век

Вообще, разобраться в клубке «первоисточников» в этом пространстве черных дырок довольно сложно: ведь Питер Макс рисует плакаты для битломанов (и не только), густо «нафаршированные» узнаваемыми по мультику элементами. Эдельманн же тему в явном виде больше не эксплуатировал. Но как бы не обстояло дело с арт-воплощениями «Yellow Submarine», она продолжает волновать умы и плодить фанатов, как и сумасшедшие полотна старика Макса. Хотите убедиться? Айда на выставку за океан!

Пока все дома

«Наш ответ» — признание в любви к легендарной мульти-ленте и эпохе хиппи (а значит, и дань творчеству Питера Макса и Хайнца Эдельманна), — многими с детства обожаемые мультфильмы. «Шкатулка с секретом» 1976 г. — полный аналог стиля и некоторых образов Yellow Submarine! Отчасти перекликается с подлодкой и Битлами мультфильм «Контакт» 1978 г.: в главном герое (человеке!) вы Джона Леннона узнали?

Художники-мультипликаторы не скрывают своей «битломании», и это их искренний и творческий, как сказали бы сегодня, «пост обожания Желтой подводной лодки».