Мистерия-буфф Аристарха Лентулова

В Главном здании Театрального музея им. А.А. Бахрушина прошла выставка работ одного из самых ярких художников авангарда, участника объединения «Бубновый валет» Аристарха Лентулова. Экспозиция «Мистерия-Буфф Аристарха Лентулова» впервые за 30 лет объединила 250 графических, живописных и театральных работ художника, собранных из 19 музеев России, а также частных коллекций, в том числе — коллекции правнука художника, Фёдора Лентулова.

В рамках выставки были показаны около 70 эскизов костюмов и декораций, а также знаменитый макет к постановке «Демона» (1919), за который Лентулов был удостоен гран-при на Международной выставке декоративных искусств в Париже в 1925 году.

Аристарха Лентулова можно назвать одним из главных экспериментаторов русского авангарда. Его недаром прозвали «художником солнца». Солнечный свет и звук — вот два главных отличительных качества его картин («Звон» — так назівается один из самых знаменитых архитектурных пейзажей Аристарха Лентулова). Американский эксперт по русской живописи, искусствовед Джон Боулт уверен, что Лентулов для российской живописи — фигура того же масштаба, что Матисс — для живописи мировой.

Выставка, подготовленная к 135-летию со дня рождения Аристарха Лентулова, который отметили 26 марта, предлагает взглянуть на творчество художника через призму театральности. Сочетание станковых произведений — живописных и графических — с театральными работами становится одним из принципов построения экспозиции и позволяет проследить взаимосвязь этих видов искусств, столь характерную для отечественного художественного процесса первой трети ХХ века в целом.

Театральность была свойственна творчеству Лентулова и до прихода в театр в 1914 году: она в артистической лёгкости «примеривания» на себя различных стилей изобразительного искусства начала XX века от импрессионизма до футуризма, в повышенной декоративности и яркости его палитры, в использовании коллажа и световых эффектов, восходящих к театральной практике. Он добивался выдающейся экспрессии и выразительности, смело сочетая новейшей язык искусства и мотивы традиционной русской архитектуры церквей и монастырей.

Выставка позволила увидеть вместе целый ряд знаковых для пути художника работ, проследить развитие его творческого языка. Например, жена художника Мария Лентулова предстаёт на портретах всякий раз в новом облике и в «маске» нового художественного стиля. Период 1920-х-1930-х годов был представлен портретами, пейзажами и сюжетами на индустриальную тему, отражающими постоянный интерес Лентулова к событиям современности и также отвечающими законам сценического действа.