Автомобили Тесла: автопилот и как он работает

В автомобилях американского производителя Тесла есть функция автопилота, позволяющая сделать процесс управления транспортным средством автоматическим. Раньше большинство из нас лишь могло мечтать про самоуправляемые автомобили, но сегодня большинство серьезных автомобильных кампаний стремятся создать свой уникальный автопилот.

Автомобили Тесла: автопилот и как он работает

Если говорить про Тесла, можно сказать, что компания не стремится сделать автомобили полностью беспилотными и исключить участие водителя в процессе. Все наоборот: автопилоты в автомобилях Тесла используются исключительно ради помощи водителю, который в любом случае обязан следить за условиями дорожного движения, и в случае необходимости взять управление на себя.

В июле нынешнего года стало известно о подготовке новой версии автопилота для легковушек Теслы, вернее — прошивки 8.0, расширяющей возможности электроники, которая контролирует машину. Уход израильской фирмы Mobileye из программы по автономии не помешал производителю добиться желаемых результатов. На минувших выходных глава компании Илон Маск официально представил обновку, сделал ряд интересных пояснений и анонсов. Все перемены направлены на повышение комфорта, функциональности и безопасности.

Главным достижением босс назвал более сложную обработку сигнала с радара (сам этот прибор появился на Теслах ещё в 2014-м). Новый софт позволяет выстраивать более детальную картину мира. В шесть раз увеличено количество воспринимаемых объектов с большей детализацией каждого. И если раньше радар рассматривался как дополнительный канал информации к камере, то теперь удалось сделать его главенствующим и почти избавиться от ложных срабатываний.

Системе автоматического торможения отныне позволено активироваться только лишь по сигналу радара, даже если нет параллельного подтверждения препятствия от камеры (например, в сильный туман). Задача нетривиальная. Каждый из типичных объектов (жестяные банки, валяющиеся на дроге, деревья на обочине, люди, машины) в видимом свете и на радаре выглядит совсем по-разному из-за особенностей отражения радиоволн. Тут часто имело место преуменьшение или преувеличение размеров объекта в радарном диапазоне. Зато теперь значительно уменьшен риск аварии, подобной той, что унесла жизнь водителя Теслы Джошуа Брауна весной (столкновение с грузовиком).

Интересный момент в использовании радара — совместное обучение, завязанное на геолокацию. Представьте: несколько Тесл проходят по одному и тому же участку дороги и рапортуют о большом отражении на радаре. Допустим, это низкий мост или щит-указатель, стоящий в конце подъёма, на котором нос машины задран. А фактически препятствия нет, электрокары минуют объект без проблем. В таком случае программа заносит эту точку в список исключений и передаёт другим Теслам. Теперь они понимают, что в данном месте ложного эха можно не бояться.

Помимо того, теперь при работе адаптивного «круиза» машина быстрее меняет скорость, а время реакции на внешние «раздражители» сокращено в пять раз. При обгоне медленной легковушки, частично занимающей чужую полосу, автопилот раньше мог допустить соприкосновение, а нынче точнее ведёт электрокар, чтобы избежать ДТП. Также Теслы научились определять ширину полосы движения по координатам GPS (сведения о рядности занесены в базу данных, это полезно, когда сама разметка видна плохо).

Ещё одна забота о безопасности: регулярные напоминания водителю о необходимости держать руки на руле. Аудиосигналы были и прежде, но за их игнорированием ничего не следовало. Теперь три пропущенных тревожных вызова в течение часа означают, что новая активация автопилота станет доступна только после парковки и перезапуска машины. А в ручном режиме Теслы обучены предупреждать водителя о риске схода с дороги, если при приближении к изгибу шоссе система не чувствует усилия на рулевом колесе. При аварийном торможении, выполняемом самим водителем, автоматика делает замедление более интенсивным, если видит препятствие.

По словам Маска, Теслы сейчас — самые безопасные на дорогах машины (подразумевается именно автономный режим). Но босс уточнил, что всё равно называет автопилот бета-версией, дабы пользователи осознавали — стопроцентной гарантии безопасности ещё нет.
Интересна и реакция автоматики на повороты трассы. Во-первых, в режиме автопилота она выбирает скорость на входе, исходя из кривизны траектории, заложенной в базу данных. Во-вторых, комплекс обучен игнорировать отражение сигнала радара от отбойника впереди, зная, что сейчас будет поворот. А вот в ручном режиме машина страхует водителя: если тот не работает рулём, электроника врубает торможение, полагая, что человек «проспал».

Прямыми конкурентами по системе автоматического управления являются электрокары от интернет-гиганта Google, а так же другие европейские бренды, такие как Ауди, Мерседес, БМВ, Вольво и другие.