Национальному художественному музею Украины подарены офорты Александра Аксинина

Собрание музея пополнилось десятками ценных работ художника, творчество которого было с успехом представлено на ретроспективной выставке «Лабиринты Аксинина» в ноябре-декабре 2017 года.

Национальному художественному музею Украины подарены офорты Александра Аксинина
Александр Аксинин «Экслибрис профессора онкологии А. И. Гнатишака»
1978 год, офорт.

Фонд «Stedley Art Foundation» передал 10 офортов мастера, коллекционер Игорь Введенский подарил 23 работы из своего собрания, и галерея «Дукат» преподнесла музею 21 работу Аксинина и художников его круга.


Александр Дмитриевич Аксинин. Падение Икара
1984, 9.7×8 см

Александр Аксинин, трагически погибший в 1985 году, был культовым художником для своего круга, но оставался непонятым многими своими современниками.

«Вершина речи — прибытие не вглубь себя
но к краю того
что его ограничивает».
А. Аксинин.


Александр Дмитриевич Аксинин. Монограмма А. Аксинина
1981, 49×39.8 см

Об этом художнике говорят, что в своих работал он ставил больше вопросов, чем давал ответов.


Фото выше: Александр Аксинин. Источник: photo-lviv.in.ua

Художник родился в 1949 году во Львове. Окончил Полиграфический институт (сейчас Украинская Академия книгопечатания) по специальности «Графика, художественное оформление и иллюстрация книги». Работал в технике офорта, рисовал акварелью и тушью.

Аксинин поддерживал тесные творческие связи с советскими, польскими и эстонскими представителями андеграунда, дружил с Дмитрием Приговым, Виктором Кривулиным, Ильей Кабаковым, Оскаром Рабином, Эдуардом Гороховским, Генрихом Сапгиром и Тинисом Винтом.

В 1981 году экслибрис Аксинина, выполненный для бенедиктинского монастыря в Польше, победил в конкурсе, посвященному 1 500-летнему юбилею Святого Бенедикта и передан в дар Папе Римскому Иоанну Павлу II. При жизни прошли несколько персональных выставок Аксинина в Эстонии и Польше. В 1985 году, возвращаясь из Таллина домой, он погиб в авиакатастрофе.


Александр Дмитриевич Аксинин. Экслибрис к 1500-летнего юбилея Святого Бенедикта
1981

Художник умер в 35 лет, но его недолгая жизнь была необычайно насыщена, круг интересов Аксинина был необъятен — мастера интересовали символические системы алхимии и астрологии, китайская «Книга Перемен» и буддийские трактаты. Много времени Аксинин проводил за чтением, он находился в постоянном внутреннем диалоге с восточными и западными философами, писателями, художниками. Его «собеседниками» были Франц Кафка, Хорхе Борхес, Уильям Фолкнер, Джонатан Свифт, Федор Достоевский, Велимир Хлебников, любимыми художниками — Босх, Питер Брейгель Старший, Альбрехт Дюрер, Мауриц Эшер, Пауль Клее, Джорджо де Кирико, Малевич.


Александр Дмитриевич Аксинин. Блудный сын. Экслибрис для бывших сотрудников по Конструкторскому Бюро Аксинина А. Д. Из серии «Босхиана»
1977, 12.6×12.6 см

Аксинин создал графические серии офортов по мотивам некоторых литературных произведений — цикл офортов к «Алисе в стране чудес» Льюиса Кэррола, в котором по словам Аксинина «Алиса с безупречной разумностью странствует в джунглях бессмысленности», серии «Босхиана» и «Королевство Абсурдов Джонатана Свифта». В этих работах он развивал тему абсурдности, бессмысленности и безумия человеческого бытия. Как считает Введенский, «…причиной тому могла быть художественная и философская позиция художника. Когда он, вслед за Полем Валери, говорит о том, что „реальность может быть выражена только в абсурдном“».

Аксинин был хорошо знаком с философскими учениями западных и восточных мыслителей от Платона до Гегеля, увлекался исследованиями Романа Ингардена, Эдмунда Гуссерля, Мишеля Фуко. В своих дневниках Аксинин делал выписки из философской литературы, записывал собственные размышления.
Глубокое переосмысление их философских идей, а также собственное мировоззрение и духовный опыт отразились в художественной практике мастера. В его работах появилась визуально-пластическое выражение понятий времени, пространства, бесконечности, вечности. Своими метафизическими размышлениями художник сопровождал многие свои гравюры. Например, офорт «Чаша» автор подписал как «Чаша вечной Сакральной полигамии — того, что может быть осуществлено как высшее посвящение, когда в последнем из наиболее мирских действий и падений является состояние, природа которого есть неподвластность земному и Высшее воление того, что есть единственное желаемое и Суть земного».