В сеть выложили оцифрованную карту мира эпохи Возрождения

В сети в свободном доступе появилась цифровая версия карты мира, датируемой 1587 годом – самой большой из дошедших до нас подобных документов эпохи Ренессанса. Карту на своём сайте выложил коллекционер Дэвид Рамси.


Карта мира Урбано Монте (1587). Изображение с сайта davidrumsey.com

Учёному пришлось объединить 60 разрозненных листов: все 430 лет фрагменты хранились переплетёнными как атлас. Полотно, размеры которого в натуральную величину и в собранном виде достигают 2,7х2,7 метра, было изготовлено в Милане итальянским картографом и географом Урбано Монте (Urbano Monte). Дэвид Рамси приобрёл экземпляр в сентябре прошлого года, а затем передал в дар Центру карт – созданному им самим в 2016 на базе Стэнфордского университета.

Карта показывает мир так, как его видел образованный европеец Возрождения – со всеми заблуждениями, свойственными эпохе. Однако Монте во многом опередил своё время. Об этом говорит, в частности, метод проецирования: для переноса трёхмерных объектов на плоскую поверхность миланский географ выбрал так называемую азимутальную проекцию – когда центром карты становится Северный полюс. Всеобщую популярность подход получил только в XX веке, с появлением воздушного транспорта, когда кратчайший путь из одной точки в другую зачастую лежал через Арктику.


Часть фрагмента XIIII и XV (Центральная Африка). Изображение с сайта davidrumsey.com

Преимущество азимутальной проекции заключается в точном отображении пропорций континентов, расположенных в Северном полушарии, но сильно искажает размеры Антарктиды. Однако, как отмечает Дэвид Рамси, эта «погрешность» вписывалась в картографическое мышление того времени. «Большинство картографов считало, что Антарктида должна быть большой, – объясняет Рамси, – чтобы уравновесить континентальную массу на севере. Ошибочная, но влиятельная идея, восходящая к древним грекам».


Части второго, восьмого и седьмого фрагментов (Северная Сибирь, Центральная Азия). Изображение с сайта davidrumsey.com

Помимо всего прочего, Рамси отмечает высокое мастерство прорисовки и уровень детализации. Карта даёт представление не только о названиях и формах географических объектов, но также о климате, продолжительности дня, расстояниях, общественно–политических особенностях стран. Как многие картографы своего времени, Монте имел привычку заполнять рисунками пустоты на карте: суша покрыта изображениями животных (реальных и фантастических), океаны изобилуют судами и чудищами. Так, в Сибири оказался единорог, а в Южном океане – тритон. Есть изображения исторических личностей: вот король Испании Филипп II плывёт на троне у берегов Южной Америки – отсылка на господствующее положение страны на море. Мастер запечатлел и себя: на листе, где зафиксирована Антарктика, есть два автопортрета Урбано Монте, наложенных друг на друга по типу открытки. Один он сделал в начале работы над картой, в возрасте 43 лет, второй – по завершении, спустя два года.


Часть фрагмента XXIIII (берег Бразилии, портрет Короля Испании Филиппа II)


Часть фрагмента XXXXII (Портреты Урбано Монте 1587 и 1589). Изображение с сайта davidrumsey.com


Часть фрагмента XXIII (Южная Америка, Венесуэла, Гайана). Изображение с сайта davidrumsey.com

О самом авторе известно, что он происходил из зажиточной миланской семьи «со связями», и – как многие студенты благородного происхождения того времени – имел большой интерес к географии. Знакомства с высокопоставленными лицами сыграли не последнюю роль в труде Монте: благодаря им картографу в 1585 удалось встретиться с первым официальным японским посольством в Европу, которое посетило и Милан. Предполагают, что именно эта встреча повлияла на появление ряда японских топонимов, ранее неизвестных западным картографам.


Часть девятого фрагмента (Япония). Изображение с сайта davidrumsey.com

На одном из 60 страниц своего атласа (под номером XL) Монте даёт рекомендации для пользователей: полотно предлагается укрепить на деревянной панели, а в центр вставить штырь, чтобы карту было удобно вращать. Этого так никогда и не случилось, однако у наших современников есть возможность покрутить цифровой глобус, сделанный на основе творения Урбано Монте.