Художник Михаил Шемякин и сказки Гофмана

Многолетняя работа киностудии «Союзмультфильм» над полнометражным мультипликационным фильмом по мотивам сказок Э. Т. А. Гофмана наконец-то закончена, предпремьерный показ состоялся в рамках 68-го Берлинского кинофестиваля. Событие сопровождала выставка кукол — персонажей «Гофманиады», изготовленных по эскизам Михаила Шемякина.

Работа над мультфильмом продолжалась с 2001 по 2017 год. Изначально руководство «Союзмультфильма» в лице Акопа Киракосяна пригласило для участия в проекте известного почитателя и ценителя творчества Гофмана, художника и скульптора Михаила Шемякина. Так началась работа над самым крупным проектом киностудии со времен распада СССР.

Сценарий мультфильма продолжительностью в 72 минуты написан по мотивам сказок Гофмана — «Крошка Цахес», «Золотой горшок», «Песочный человек», «Принцесса Брамбилла». Главным героем стал сам Эрнст Теодор Амадей Гофман, который в обычной жизни работал государственным служащим. Для того, чтобы прописать общую линию главного героя, были использованы письма и дневники самого Гофмана.

В окончательной версии мультфильма «Гофманиада» участвует более 150 кукольных героев, созданных по эскизам художника Михаила Шемякина. Увлечение мастера произведениями Гофмана давнее, а в творческом аспекте эта любовь впервые была реализована в 2001 году, когда Шемякин поставил в Мариинском театре балет «Щелкунчик» на основе либретто Мариуса Петипа.

Постановка на музыку Чайковского объединила гротеск и волшебство сказки, одновременно сделав повествование более взрослым. Балет Михаила Шемякина был отмечен высокими международными наградами, призами и театральными премиями.

Четыре года спустя была реализована новая постановка «Волшебный орех», созданная по мотивам сказки Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король». Для этого спектакля Шемякин создал не только оформление, но и либретто, в основе которого — превращение племянника Дроссельмейера, расколдовавшего принцессу Пирлипат, в Щелкунчика. Таким образом, идейно оба балета образовали единый рассказ, своего рода дилогию — «Гофманиану Шемякина».

Но вернемся к истории мультфильма. Первые 20 минут «Гофманиады» были показаны еще осенью 2006 года; в них было задействовано 22 куклы, каждую из которых создавали не менее месяца. Работа продолжилась два года спустя. Эскизы, созданные Михаилом Шемякиным, переводили в скульптурное изображение, которое затем передавали в кукольный цех. Для каждого персонажа изготовили несколько голов с разными выражениями лица, а также кукол-дублеров.

В 2015 году художник Михаил Шемякин отозвал свое авторство из проекта кукольного мультфильма «Гофманиада», в титрах он будет указан только как автор кукол. Шемякин сообщил журналистам, что намерен создать собственную «Гофманиаду».

Работа над «Гофманиадой» шла много лет и должна была скоро закончиться, однако Шемякин «не думает, что из этого получилось что-то серьезное». «Я даже снял свое имя, просто оставляю, что куклы — Михаила Шемякина».

Михаил Шемякин считает, что и режиссура, и музыка, и озвучание в проекте «не дотягивают до современного уровня». Исключением являются лишь те, кого он сам привел в проект – Слава Полунин и Владимир Кошевой.

Комментируя собственный проект, Шемякин рассказал: «Я работаю над новым проектом, как раз где возможно будет этот анимационный фильм продолжить, но это уже будет идти лично под моим руководством, и мы будем делать довольно любопытную вещь».

22 февраля 2018 года «Гофманиада» была показана в Российском Доме науки и культуры в Берлине, где также открылась уникальная двухдневная выставка кукол — персонажей «Гофманиады», изготовленных на киностудии «Союзмультфильм» по эскизам Михаила Шемякина. Всего в экспозиции было представлено 35 кукол, 7 эскизов и 19 элементов декораций.

Автор: Рита Лозинская
Источник Артхив