Витражи Марка Шагала

Свои первые витражи Марк Шагал создал уже в преклонном возрасте — в 1962 году: когда были закончены «12 колен израилевых», художнику было далеко за 70. Ни возраст, ни необходимость приобретать новые навыки не остановили Шагала — возможность создавать по-настоящему светящиеся картины настолько увлекла его, что он быстро освоил технику росписи стекла, став одним из самых известных витражистов XX века.

Витражи Марка Шагала


США. Чикаго. Институт искусств (1977)

Секрет чарующего сияния витражей Шагала — в особой технологии нанесения пигмента прямо на стекло. Получив возможность использовать одновременно три цвета на одной панели, художник сумел вдохнуть в холодное стекло жизнь. Автору этой уникальной технологии и своему первому ассистенту, Шарлю Марку, Шагал говорил: «Шарль, давайте сделаем шедевр». И в этом сотрудничестве тоже видится воля провидения: соединив фамилии участников творческого тандема, получаем имя художника — Марк-Шагал.

Замысел художника удался: каждая стеклянная роспись Шагала, будь то витраж в Иерусалимской синагоге, чикагском соборе Святого Стефана, здании ООН или заказ семьи Рокфеллеров, — это шедевр. Взгляните на них — проникая сквозь цветное стекло, дневной свет делает пение красок Шагала еще мелодичнее, еще волшебнее.

Выполняя заказ чикагской мэрии, к двухсотлетию США и в память о Ричарде Дж. Дейли — выдающемся гражданине и мэре Чикаго — Марк Шагал создал в 1977 году «Окна Америки». Сегодня этот цикл, состоящий из шести витражных панелей высотой около 2,5 метра и общей длиной почти 10 метров, можно увидеть в Институте искусств города Чикаго.

«Окна Америки» — это удивительное переплетение исторических образов Америки, ее быта и культуры с религиозными символами и ностальгическими воспоминаниями художника о родном Витебске и других любимых мастером городах. Силуэты чикагских улиц, статуя Свободы, пустынные витебские улочки с летящими над ними влюбленными, Эйфелева башня, голова библейского осла — словно частички волшебного калейдоскопа эти элементы рождают чарующие картины Америки, какой видел ее Марк Шагал.

Создавая образ Америки, Шагал объединил ее стремление к независимости с четырьмя направлениями искусств: музыкой, живописью, театром и танцем. В первом «окне» — мелодичность Америки — раскрытая партитура, скрипка, музыкант и другие связанные с музыкой образы. Вторая панель олицетворяет изобразительное искусство — здесь есть мольберт, кисти, детали картин. Третье и четвертое панно — сердце композиции — посвящены независимости США, ее самобытности и истории. Пятая панель — это «окно» в театр, а на шестой картине «живет» зажигательный танец. В «Окнах Америки», созданных Шагалом на закате жизни, присутствуют нотки более ранних работ — росписей для московского Еврейского камерного театра (1920), но чувствуется зрелость состоявшегося мастера, умудренного жизненным опытом старца, сохранившего светлый взгляд на мир.

Великобритания. Англия. Тудли. Церковь Всех Святых (1963–1978)

Церковь Всех Святых (All Saint’s Church) в небольшой деревушке Тьюдли графства Кент — единственный в мире собор, все окна которого украшены витражами Марка Шагала. С момента начала работы над витражами для синагоги Иерусалимской больницы Хадасса художник искал церковь, в которой можно было бы расписать все окна.

В 1963 году к Шагалу обратились сэр и леди Дэвидждор-Гольдсмит, которые хотели заказать витраж в память о своей дочери Саре, трагически погибшей в 21-летнем возрасте. Выбор скорбящих родителей не был случайным — Сара восхищалась талантом Шагала, она видела проекты окон Хадасса на выставке в Лувре (1961 год) и пришла от них в восторг.

Художник лично приехал в Тудли, чтобы установить готовый витраж в восточном окне. Его восхитило, что в отличие от синагоги Хадасса, освещаемой искусственным светом, все помещения британской церкви имеют идеальное естественное освещение — вставленные в окна витражи будут меняться в зависимости от времени суток. За последующие 15 лет в сотрудничестве с Шарлем Марком Шагал сделал еще 11 витражей для церкви Всех Святых. Как сказал сам художник, вдохновение при создании этих росписей ему подарил псалом 8, стихи 4–8.

На протяжении 900 лет кафедральный собор Чичестера принимает посетителей, которые несут Господу свои печали и радости. Верующие, ищущие и туристы проходят в храм через двери. А наполняющий радостью свет проникает в собор через украшенные чарующими витражами окна. Одно из этих окон расписано Марком Шагалом. В основе сюжета витража — строки из псалма 150: «…всякое дыхание да хвалит Господа».

США. Штат Нью-Йорк. Город Маунт-Плезент. Церковь Покантико Хиллс (1964)

В богатой потрясающими видами долине реки Гудзон раскинулось имение Кайкит, принадлежащее Рокфеллерам. Имение причислено к культурным и историческим памятникам США, ведь здесь прожили четыре поколения семьи, представители которой внесли огромный вклад в развитие страны. Недалеко от имения — небольшая уютная церковь, окна которой — тоже культурная ценность. Заказав витражную роспись Анри Матиссу и Марку Шагалу, Рокфеллеры подарили своим соотечественникам возможность наслаждаться созерцанием шедевров всемирно известных мастеров.

Первый витраж для церкви Покантико-Хиллз предложил установить Нельсон Рокфеллер. Он заказал роспись круглого окна Анри Матиссу. 84-летний художник окончил эскизы и выбрал стекло для витража «Окно-роза» за два дня до своей смерти. После того как из жизни ушел Джон Рокфеллер-младший, сыновья решили установить в его честь второй витраж, чтобы два расположенных друг против друга окна «соединили» на земле людей, проживших долгую счастливую жизнь вдвоем.

Для воплощения этой величественной идеи братья выбрали Марка Шагала. В 1964 году напротив круглой «Розы» был установлен «Добрый самаритянин». Впечатленные мастерством Шагала, Рокфеллеры заказали ему серию из восьми витражей. В цикл вошли семь витражей по мотивам Ветхого Завета и один витраж «Распятие» на основе сюжета Нового Завета — его установили в память о сыне Нельсона Рокфеллера, Майкле.

В Америке установлено еще несколько витражей Марка Шагала. Но девять окон в церкви Покантико-Хиллз — единственная серия витражной росписи художника, которую можно увидеть на территории США.

Германия. Майнц. Собор Святого Мартина и Святого Стефана (1978)

Шагал, который был согласен с тем, что многие называют его «самым еврейским художником», писал не только для иудейских, но и для христианских и католических храмов. Его витражи украшают соборы в Израиле, Франции, Британии, США. Единственной страной, где художник наотрез отказывался работать, была Германия — за уничтожение шести миллионов евреев в годы нацистского террора. «Немецкий бойкот» продлился до 1978 года, когда, уступив настояниям священника Клауса Майера, Шагал взялся за работу над витражами для реставрируемой церкви Святого Стефана в Майнце.

Чтобы получить согласие художника, священнику потребовалось почти четыре года — в 1970-м Клаус Майер начал переписку с Шагалом и лишь в 1974-м получил положительный ответ. Свое стремление работать именно с Шагалом священник объяснял желанием стереть границы между религиями и национальностями. Еще четыре года ушло на работу над первым витражом — в 1978 году в церкви было установлено расписанное Шагалом окно.

Шагал расписывал окна собора Святого Стефана удаленно — делал акварельные эскизы, которые передавал в реймсскую мастерскую Жака Симона, где другие мастера переводили их в натуральный размер и воплощали в стекле. Готовые панели отправляли обратно Шагалу — он считал обязательным нанести собственной рукой последние штрихи.

Только после этого расписанные стекла занимали место в окнах церкви. До 1985 года художник успел сделать еще восемь витражей — последний эскиз мастер передал незадолго до своей смерти.

Уникальность этих девяти витражных окон неоспорима. Это не только последние, но и самые крупные витражи Шагала, установленные в одном месте — общая площадь окон составляет 177 кв. метров. После смерти художника в ателье Шарля Марка, с которым часто сотрудничал Шагал, изготовили еще 19 витражей для церкви Святого Стефана. Работы сделаны в стиле Шагала, но без попытки имитации.

Швейцария. Цюрих. Церковь Фраумюнстер (1970)

Гордость Фраумюнстер — готической церкви в Цюрихе — пять витражных окон Марка Шагала. До их установки в 1970 году Фраумюнстер была известна лишь своей необычной архитектурой — «одноглавая» церковь построена не по канону.

С появлением шагаловских витражей готический собор приобрел мировую известность. Мастер трудился над витражами два года и, несмотря на преклонный возраст — к моменту окончания работы Шагалу было 83 года, — не только делал эскизы, но и сам обрабатывал поверхность стекла.

В пять длинных 10-метровых стеклянных полос, ширина которых всего один метр, Шагал сумел вписать всю библейскую историю. Следуя по спирали от Окна Пророка к Окну Закона, затем к Окну Иакова, от него к Окну Сиона и за ним к Окну Христа, видим мы огненную колесницу Илии, скрижали Моисея, пророка с книгой в руках и сияющего золотом Иакова. Венчает пять окон в алтарной части церкви картина Сотворения мира — «Окно-роза», которое Шагал создал для церкви в 1978 году.

Посмотреть на витражи, которые расписал Марк Шагал в Цюрихе, съезжаются сотни туристов. Работа великого художника считается местной достопримечательностью.

Франция. Шампань-Арденны. Реймс. Реймсский собор (1974)

Величественным памятником зрелой готики возвышается над Реймсом собор Notre-Dame de Reims — один из крупнейших храмов Франции, официальное место коронации французских монархов с 1013 года.

У Реймсского Нотр-Дам долгая и непростая история — базилики и церкви, стоящие на этом месте, неоднократно разрушались и отстраивались из руин. Строительство готического храма в том виде, каком он предстает перед нами сейчас, началось в 1211 году и продолжалось больше трех столетий — до 1516 года.

Архитектура собора словно подтверждает слова Иоанна Богослова «Бог есть свет» — проникая сквозь череду украшенных витражами проемов в стенах, солнечные лучи наполняют внутренние помещения храма чарующим светом. Значительная часть средневековых витражей была уничтожена в XVII–XVIII веках, а также в годы Первой мировой войны.

Желая сохранить в своем храме божественный свет, служители заказывали изготовление витражей выдающимся художникам различных периодов. Во второй половине XX века в воссоздании Notre-Dame de Reims принял участие Марк Шагал. В алтарной части центральной часовни, в строгой симметрии относительно главного 138-метрового нефа, установлены огромные расписанные Шагалом окна: «Древо Ессеево», «Распятие Христа» и сцены из жизни французских монархов.

Яркие «поющие» шагаловскими красками витражи нисколько не дисгармонируют с общим готическим стилем собора. Напротив, они оттеняют и подчеркивают величие главного коронационного храма Франции.

США. Нью-Йорк. Здание ООН (1964)

Приемный зал здания Генеральной Ассамблеи ООН украшает Peace Window — огромное «Окно мира» высотой почти 3,5 метра.

Это витражное панно — подарок Шагала Организации Объединенных Наций — посвящено памяти Дага Хаммаршёльда, занимавшего пост генерального секретаря ООН с 1953 по 1961 год и погибшего в авиакатастрофе во время очередной миссии мира.

Стремясь отразить красоту идеалов и целей ООН, художник выбрал для фона витража небесно-голубой оттенок — цвет мира и любви. Целующий младенца ангел, ведущие человечество к миру пророки, образы материнства и закона — эти и другие символы призваны подчеркнуть важность всеобщего единства и силы любви.

Израиль. Иерусалим. Синагога медицинского центра Хадасса (1960-1662)

6 февраля 1962 года, в честь 50-летия больницы Хадасса в Иерусалиме, на территории медицинского центра начала работать синагога. Ее главное украшение — 12 витражных окон, расписанных Марком Шагалом.

Витражи серии «Двенадцать колен израилевых» — больше, чем подарок художника всемирно известной клинике. Они олицетворение религиозного и национального самосознания Шагала, его дар всему еврейскому народу, который «…всегда мечтал о библейской любви, о дружбе и мире среди всех людей».


Архивное фото 1967 г.

Франция. Шампань-Арденны. Реймс. Реймсский собор (1974)

Кафедральный собор Святого Стефана в Меце — один из крупнейших во Франции — известен историей своего многовекового строительства и уникальной коллекцией витражей. За удивительные витражные окна общей площадью 6500 кв. метров мецкий собор называют Lanterne de Dieu — светильник Господа. Удивительно и то, что витражи для Lanterne de Dieu создавали разные художники на протяжении семи веков — с XIII по XX столетия.

Самые древние витражи — синие росписи XIII века — посвящены житию святого Павла и расположены слева от оргáна. Наиболее поздние росписи украшают окна северной стены южного трансепта. Они принадлежат кисти Марка Шагала — в 1957 году художник получил заказ на изготовление серии из 19 витражей по мотивам историй Ветхого Завета. Эта была первая подобная работа Шагала, она положила начало любви художника к витражной технике и заняла 10 лет — с 1958 по 1968 год. «Земной рай» и другие витражи из цикла, созданного для кафедрального собора в Меце, показывают, как с течением времени и развитием истории поменялось восприятие божественного.

Окна собора украшают также росписи Германа де Мюнстера (XIV век), Валентина Буше и Теобальда де Ликсхайма (XVI век).

Франция. Сарбур. Францисканская часовня (1974–1976)

С 1266 года в исторической части Сарбура (Sarrebourg) стоял монастырь, построенный братьями-францисканцами. Несмотря на культурную и историческую значимость (в 1927 году в монастыре начал работу музей), значительная часть угрожающих обрушением построек была снесена в 1970 году. Уцелела лишь небольшая часовня. Чтобы закрыть зияющую в западной стене дыру и придать часовне более современный и торжественный вид, городские власти заказали Марку Шагалу витраж. В 1976 году францисканскую часовню в Саррбуре украсил «Мир» — витражное окно высотой 12 метров, шириной 7,5 метра и весом 900 кг. Это самый большой витраж Шагала, установленный в Европе, его тема созвучна стеклянному панно, которое художник подарил ООН. Как и многие другие витражи Шагала, «Мир» изготовлен в реймсской мастерской Шарля Марка.