Фовизм: дикие сердцем

Фовизм считается самым первым авангардным стилем ХХ века. Свое название это направление получило в 1905 году и просуществовало всего пару лет, после чего художники, называвшие себя фовистами, углубились каждый в свои творческие изыскания. Самые яркие представители этого стиля — Анри Матисс, Андре Дерен и Морис де Вламинк.


Андре Дерен, «Лодки в Коллиуре» (1905)

Вперед к истокам

Фовизм как художественное движение начался с выставки Осеннего салона в Париже в 1905 году. Представленные на ней новые, совершенно неожиданные работы Анри Матисса, Андре Дерена и Мориса де Вламинка завораживали и шокировали зрителей кричащими цветами, бурной экспрессией и дикой энергетикой. Одним из зрителей оказался художественный критик Луи Воксель, который назвал их картины «оргией цветов», а самих живописцев окрестил «дикими зверями» (от французского «fauve»). Более точное определение подобрать было сложно, самим художникам оно очень понравилось и быстро получило широкое распространение.


Три зонтика
Рауль Дюфи
1906, 59.7×73.7 см

Однако фовизм, несмотря на свою революционность, конечно, не мог взяться из ниоткуда. Почву для его появления подготовили еще импрессионисты, а затем щедро удобрили Винсент Ван Гог, Поль Гоген, Поль Сезанн и Жорж Сёра. В определенном смысле фовизм объединил в себе яркие цветовые эксперименты пост- и нео-импрессионизма и «одномоментность» импрессионистских работ, став неким синтезом этих художественных направлений. Следуя за попиравшими традиции предшественниками, фовисты отказались от привычных «трехмерных» изображений и стали создавать новое художественное пространство, используя плоские области и цветовые пятна. Фовизм часто сравнивают с немецким экспрессионизмом, который появился приблизительно в это же время и тоже вырос из пост-импрессионизма.


Попугайные тюльпаны
Анри Матисс
1905, 46×55 см

Безусловно, существенное влияние на фовистов оказал художник-символист Гюстав Моро, которого часто называют идейным вдохновителем этого движения. Он был профессором парижской Школы изящных искусств, у которого в 1890-х годах учились Анри Матисс, Альбер Марке, Жорж Руо и многие другие художники. Моро воспитал в своих учениках интерес к чистому цвету и научил их тому, что одним из самых важных свойств великого художника является самовыражение через его картины.


Закат
Жорж Руо

Ключевые моменты

• Одной из самых важных и ценных вещей, которую фовисты привнесли в современное искусство, была их радикальная идея об отделении цвета от его описательного, репрезентативного предназначения и предоставлении ему возможности существовать на холсте в качестве независимого элемента. Цвет мог выражать определенное настроение или формировать структуру внутри картины, но ему больше не нужно было соответствовать реальности.

• Другой центральной художественной задачей фовистов было единство и баланс композиции. C помощью максимального упрощения форм и ярких насыщенных цветов художники привлекали внимание зрителя к изначальной плоскости холста или листа бумаги, где каждый элемент в живописном пространстве играет определенную роль. Моментальное визуальное впечатление от такой работы должно было быть сильным и цельным.

• Важнейшей ценностью фовизма было личное высказывание. Непосредственное переживание художником своих сюжетов, его эмоциональная реакция на природу и интуиция были важнее академической теории или возвышенных сюжетов. Для достижения этой цели использовались все элементы живописи.

Художники, представляющие стиль фовизм: Анри Матисс, Андре Дерен, Морис де Вламинк, Жорж Руо, Рауль Дюфи, Альбер Марке, Жан Метценже, Кес ван Донген, Жорж Брак.
Сюжетные ходы

Несмотря на то, что поначалу критики приняли работы фовистов не слишком благосклонно, многие из них стали коммерчески успешными художниками именно после Осеннего салона 1905 года. В течение следующих лет их картины занимали видные места на многих выставках, в том числе и в Салоне Независимых, где под полотна фовистов была отведена большая комната, названная «логовом диких зверей». Тем временем к авангардному трио Матисса, Дерена и де Вламинка начали присоединяться другие художники. Вместе они путешествовали, вместе работали в студиях и охотно обменивались идеями.

Главной ценностью фовизма, безусловно, был цвет как средство самовыражения. Они могли выкрасить небо оранжевым, а человеческое лицо написать с помощью несочетаемых на первый взгляд оттенков. В итоге получалось не достоверное отображение действительности, а индивидуальное впечатление художника, зафиксированное на холсте. С помощью цвета же определялось и расположение на полотне элементов композиции.
Из книги Анри Матисса «Записки живописца»: «Мне стало неинтересно копировать предмет. Зачем писать внешний вид яблока, как бы похоже ни получалось? Что пользы в копиях предмета, который природа и без того поставляет в несметных количествах и который всегда можно вообразить себе еще более красивым? Важно показать отношение предмета к художнику, к его личности и способность художника организовать свои ощущения и чувства».
Будучи сосредоточенными на цвете и форме, фовисты мало заботились о том, чтобы выбирать принципиально новые и необычные сюжеты. В отличие от своих предшественников, которые часто писали сцены из современной городской жизни, фовисты обычно выбирали традиционные сюжеты: портреты, пейзажи, марины и интерьеры. По большому счету, природу и людей они воспринимали скорее в качестве объекта для наблюдений и источника эмоций, которые можно выразить на холсте.


Мост Ватерлоо
Андре Дерен
1906, 80.5×101 см


Андре Дерен «Портрет Матисса»


Натюрморт
Морис де Вламинк
1908, 44×54 см

Еще одним объединяющим элементом для фовистов служит интерес к африканскому искусству. Анри Матисс привез в Париж из путешествия в Марокко новые идеи об использовании цветов и орнаментов. Человеческие фигуры в его работах, вдохновленных африканскими скульптурами, становятся еще более упрощенными, а конечности — угловатыми. Использование фовистами незападной культуры в качестве источника вдохновения оказало серьезное влияние на молодого Пабло Пикассо. Короткий «африканский» период в его творчестве, который начался с легендарных «Авиньонских девиц», в итоге привел художника к кубизму.
Фовизм: шпаргалка

Знаковые работы


Роскошь, покой и наслаждение
Анри Матисс
1904, 118×98 см

В этой ранней работе Анри Матисса четко просматривается влияние двух его предшественников — пуантилиста Жоржа Сёра и дивизиониста Поля Синьяка. Так же, как и они, Матисс использует здесь крошечные мазки, чтобы создать ощущение визуального дрожания. Однако есть одно существенное отличие, и заключается оно в расположении концентрированных областей чистого цвета. У Матисса оранжевые, желтые и зеленые оттенки не сливаются, чтобы сформировать гармоничную тональность, как у Сёра или Синьяка. Вместо этого каждый цвет занимает определенное место, усиливая головокружительный эффект, созданный точками. Название этой картины — «Роскошь, покой и наслаждение» — художник позаимствовал из поэмы Шарля Бодлера «Приглашение к путешествию».


Яхты в Гавре
Рауль Дюфи
1904, 67.3×79.5 см

Вслед за Клодом Моне и Эженом Буденом Рауль Дюфи написал множество сцен на северо-западном французском побережье, в портовом городе Гавр. На этой картине он запечатлел несколько пришвартованных яхт на фоне местной архитектуры. И хотя изображение выглядит весьма натуралистичным, отказ художника от традиционной перспективы и необычное использование краски делают эту работу скорее авангардной. Композиция нарушается благодаря резкой диагональной линии причала в левой части полотна. Дюфи пишет быстрыми изогнутыми мазками волны, крошечными прямоугольниками обозначает здания на фоне и грубо упрощает фигуры пешеходов. Флаги, украшающее судно в центре композиции, художник превращает в маленькие абстракции. Отсутствие тщательной детализации и прорисовки создает эффект свободы и свежести, который усиливается за счет того, что некоторые фрагменты холста художник оставил незакрашенными.


Горы в Коллиуре
Андре Дерен
1905, 81.3×100.3 см

Одно из самых знаменитых высказываний Андре Дерена звучит так: «Я использую цвет для выражения моих эмоций, а не для копирования природы». Эта картина была написана летом 1905 года, которое художник вместе с Анри Матиссом проводил в Коллиуре на юге Франции. В том же году работа была выставлена на Осеннем Салоне. То, как Дерен прописывает землю, траву и деревья длинными обособленными мазками, придает этому пейзажу сходство с работами дивизионистов. При этом цвета он использует далекие от натуральных. Стволы деревьев становятся ярко-красными, а горы складываются из четко разграниченных областей оранжевого и фиолетового. Резкий контраст этих цветов, отсутствие светотени и пространственной глубины позволили Дерену с поразительной точностью передать ощущение жизненной силы и жаркого средиземноморского солнца.


Река Сена в Шату
Морис де Вламинк
1906, 81.6×101 см

Начиная с 1901 года Морис де Вламинк и Андре Дерен делили на двоих студию в Шату, пригороде Парижа. На этой картине художник изобразил участок Сены, протекавшей через город. Здесь де Вламинк использовал метод импасто, который практиковали многие фовисты: густые мазки краски наносились на холст прямо из тюбиков, а затем соединялись между собой короткими росчерками кисти, создавая эффект движения. Для изображения неба и воды художник использовал несколько синих и зеленых оттенков, выделив мерцающие белые блики прерывистыми мазками. Ощущение света и движения подчеркивается с помощью контрастных красно-оранжевых деревьев в левой части полотна и желто-красной лодки. Детализация и традиционная перспектива больше не имеют значения, отступая перед беспримесным чувством радости. Де Вламинк говорил: «Я рисую из своего сердца, из самого своего нутра, не беспокоясь о стиле».

Жорж Руо был учеником Гюстава Моро и другом Анри Матисса, но его ранние работы, причисляемые к фовизму, отличаются от картин художников того же направления выбором сюжетов и цветовой гаммы. Как и многие другие фовисты, Руо работал в технике импасто и использовал плотные мазки, однако он предпочитал довольно мрачную цветовую гамму, которая как нельзя лучше подходила для отображения человеческих страданий. Тема цирка, как и у его современника Пабло Пикассо в начале 1900-х, довольно часто появляется в картинах Руо. Но клоунов и акробатов он всегда изображает за кулисами, где под ярким сценическим макияжем можно разглядеть душевную боль и одиночество. Художника часто критиковали за то, что героями его картин становились представители «социального дна»: проститутки, бродяги, циркачи и рабочие. Через некоторое время пути Руо с фовистами окончательно разошлись, и он сосредоточился на сатирических сюжетах, изобличающих социальное неравенство, коррупцию и злоупотребления властью.

Картина «Танец» и ее близкая родственница «Музыка» — поздние фовистские полотна Анри Матисса, которые стали кульминацией его работы в этом стиле. Обе эти огромные картины были заказаны художнику русским меценатом авангардного искусства Сергеем Щукиным. Извечный мотив кружащихся в танце фигур во все времена служил символом гармонии, свободы и счастья. Матисс намеренно упрощает и искажает фигуры танцоров, раскрашивает их тела в далекие от натуралистичности цвета и помещает героев на практически «голый» фон, тем самым подчеркивая первобытный аспект танца. Фигуры сгибаются и упираются в края картины, как будто границы холста их едва сдерживают. Можно только представить, как «Танец» озадачил и шокировал зрителей, когда впервые был представлен публике на Осеннем салоне 1910 года.

Вы эксперт, если: знаете, что эксперименты фовистов с цветами и формами во многом предопределили развитие всего современного искусства за очень короткий срок.

Вы профан, если: уверены, что оранжево-сиреневые горы и красные деревья не имеют права на существование, потому что в реальном мире они такими не бывают.

Несмотря на то, что фовизм оказал внушительное влияние на развитие авангардных художественных течений и современную живопись в целом, просуществовал он недолго. Стиль, который родился из противоречия нормам и традициям, в итоге стал слишком распространенным. К 1907 году десятки французских художников стали называть себя фовистами, что сводило на нет всю его провокационность и бунтарство.

Более того, амбициозные новички стали своими работами бросать вызов уже самим фовистам. Художники начали понимать, что на смену им приходит еще более свободное и открытое всему новому поколение творцов, которое плевать хотело на любые авторитеты. В случае с Матиссом, например, это вылилось в нешуточное соперничество с Пабло Пикассо, в котором оба художника были вынуждены непрерывно меняться и развиваться. И Матисс стал стремиться к еще большему упрощению в своих работах, не теряя при этом выразительности.

Поворотным моментом для многих фовистов стала смерть Поля Сезанна и его ретроспективная выставка в 1907 году, которая вызвала новый всплеск интереса к его упорядоченному и структурированному стилю. Вскоре Жорж Брак, к примеру, начал отдавать предпочтение более спокойной и ограниченной цветовой палитре, уделяя больше внимания тонким градациям цвета. После чего вполне закономерно пришел к кубизму. Комментируя однажды свой уход от фовизма, Брак сказал: «Невозможно вечно оставаться в состоянии пароксизма».

Приблизительно начиная с 1908 года фовисты стали постепенно двигаться в разных направлениях. Брак нашел нового союзника в лице Пикассо, Дерен тоже на короткое время посвятил себя кубизму, а палитра и сюжеты де Вламинка стали более мрачными. В конце концов и другие фовисты — Марке, Дюфи, Руо — начали работать в других стилях.

Благодаря своей убежденности в эмоциональном могуществе цвета фовисты, если можно так выразиться, создали новую форму «чувствования» и восприятия в современном искусстве. Тот факт, что они никогда не были закрытым кружком с четкими правилами, манифестами и эстетическими нормами, парадоксальным образом лишь усилило влияние фовизма на весь европейский авангард. Распространившись далеко за пределы Парижа, идеи фовистов продолжали витать в художественном мире не один десяток лет. Кубизм, орфизм, а позже и абстрактный экспрессионизм во многом обязаны той паре лет в начале ХХ века, когда Матисс, Дерен, де Вламинк и их последователи экспериментировали со своими «дикими» цветами.

Источник

Автор: Евгения Сидельникова