М. П. Мусоргский «Семинарист»

Романс «Семинарист» принадлежит к лучшим сатирическим камерно-вокальным сочинениям М. Мусоргского 60-х годов. В 1866 году Мусоргский написал такие романсы, как «Гопак» и «Песнь Еремы» (на тексты Т. Шевченко из «Гадамаков»; второй романс впоследствие был переработан и в окончпательной версии известен как «На Днепре»), «Желание» (на стихи Гейне), наконец, «Семинарист». В следующем году появились «Еврейсткая песня», «Козел», «Озорник», «Классик». Многими своими особенностями «Семинарист» примыкает к «народным картинам». Он написан в жанре монолога-сцены. Композитор необычайно правдиво воспроизвел психологию и социальный облик действующего лица. Юмористический эффект достигается не нарочитым преувеличением смешных черт, а комизмом изображаемого положения, как бы списанного с натуы.
Сюжет, можно сказать, банален: юноша вынужден зубрить латынь, являющуюся в семинарии предметом обязательным, хотя и не нужным для практической деятельности рядового духовенства. Тупое долбление латыни характеризует нелепость, бессмысленность всей системы семинарского воспитания. Такова идея М. Мусоргского. (В скобках, правды ради, необходимо отметить, что такой взгляд, в свою очередь, обнаруживает ограниченность суждения: ведь цель начального образования дать по возможности широкое представление о сферах человеческого знания, дабы пробудить разные возможные интересы у разных людей к разным сферам, в том числе и к классической филологии. И лишь дальнейшее образование будет основано на выборе того, что нужно «для практической деятельности», и это нужное у разных людей будет своим. По недомыслию человек, в особенности «семинарист», то есть юноша, может не понимать значения классической филологии, но в таком случае это печальный факт его биографии).
Но как представляет дело Мусоргский: зубрежка то и дело прерывается. Мысли семинариста витают где-то далего от предмета изучения. Перед глазами возникает образ краснощекой Стеши, поповой дочки; вскипает обида при воспоминании о том, как пришлось принять от попа троекратное «благословение» кулаком по шее за подмигивание Стеше во время церковной службы.
Мусоргский строит монолог на противопоставлении монотонной, долбящей интонации (чаще всего на одном звуке) широкому распеву, характеризующему мечты семинариста. Молодой семинаристь принадлежит к «люду сельскому, захолустному, провинциальному» (В. Стасов). Этим объясняется присутствие в музыке народно-песенной интонации.
«Для поверхностного и рассеянного слушателя «Семинарист» Мусоргского – только предмет потехи, предмет веселого смеха, — писал В. Стасов. — Но для кого искусство – важное создание жизни, тот с ужасом взглянет на то, что изображено в «смешном» романсе. Молодая жизнь, захваченная в железный нелепый ошейник и там бьющаяся с отчаянием, — какая это мрачная трагедия! И тот, который в романсе Мусоргского, — еще свежий, здоровый молодой парень, еще милый и интересный, юмористический и бодрый, скоро опустится и отупеет, жизненные краски поблекнут, и останется бездушная топорная кукла».