Французский художник и гравер Жак Гамелен

Гамелен (Jacques Gamelin) Жак (1738-1803) – французский исторический живописец, гравер и портретист. Родился 3 октября 1738 года в Каркассоне (Carcassonne, Aude) в семье суконного фабриканта.

Французский художник и гравер Жак Гамелен

В юном возрасте направлен отцом в Тулузу (Toulouse) в качестве клерка владельца ткацких фабрик, барона де Пюимарена (Nicolas-Joseph Marcassus, Baron de Puymaurin) (1718-1791), который, будучи известным коллекционером и меценатом, обратил внимание на живописный талант Гамелена и в 1756 году направил его в Королевскую Академию живописи Тулузы (Acadеmie Royale de peinture de Toulouse). В течение двух лет обучался в мастерской портретиста Жана-Пьера Риваля (Jean-Pierre Rivalz) (1718-1785), в 1759 году успешно дебютировал на выставке Академии (Salon de l,Acadеmie Royale de Toulouse) и в 1761 году отправился в Париж (Paris), где совершенствовал своё мастерство под руководством исторического живописца Дешэ де Кольвиля, в 1764 году удостоен 2-го приза Академии за полотно «Clеobis et Biton conduisant leur mеre au temple de Junon», после чего благодаря финансовой поддержке барона де Пюимарена отправился в Рим (Rome) для изучения античного искусства и работ старых мастеров.

 

 

В 1766 и 1767 годах награждён премиями Академии Святого Луки (Academie Saint-Luc a Rome) и в 1771 году избран её членом, в 1774 году возвратился в Каркассон и занял пост директора художественной школы при Академии Тулузы, в 1777 году работал над оформлением церкви Монреаль-д,Од (Еglise de Montrеal d,Aude), в 1779 году над оформлением аббатства Фонфруад (Аbbaye de Fontfroide)

в том же году опубликовал предназначенный для художников анатомический сборник «Nouveau recueil d,ostеologie et de myologie dessinе aprеs nature: pour l,utilitе des sciences et des arts».

В 1780 году – директор Академии Монпелье (Acadеmie de Montpellier), 27 декабря 1783 года передал полномочия Жозефу Року (Joseph Roque) (1757-1847) и с 1785 года активно работал в Нарбонне (Narbonne), где исполнил 10 масштабных полотен. С восторгом воспринял идеи Революции, состоял в Обществе санкюлотов Нарбонна (Sociеtе Populaire et Rеvolutionnaire des sans-culottes de Narbonne), в 1792 году занимался оформлением Праздника Свободы (Fеte de la Libertе) и организацией Музея Каркассона (Musеe de Carcassonne), куда доставлялись произведения искусства, конфискованные у церквей и монастырей департамента Од (Aude).

С началом в 1793 году Войны Руссильона (Guerra de Rosеllon) поступил на военную службу с чином капитана инженеров 1-го класса (Сapitaine de Gеnie de 1еre classe) и назначением в штаб Армии Восточных Пиренеев (Armee des Pyrenees-Orientales), сражался в Каталонии (Cataluna) под командой генералов Дюгоммье (Jacques-Francois Dugommier) (1738-1794) и Дагобера (Luc-Simon-Auguste Dagobert, dit de Fonteville) (1736-1794), участвовал в сражениях при Кол де ла Перш (Сol de la Perche), Пюисерде (Puigcerdа), Бельвере (Bellver), Со (Seu d,Urgell), Канавэле (Canaveilles), Пейресторте (Peyrestortes), Булу (Boulou), Эльне (Elne), Коллиуре (Collioure) и Порт-Водре, после окончания боевых действий определён в 1796 году на должность профессора Центральной школы департамента Од в Каркассоне (Еcole centrale de l,Aude а Carcassonne). Умер 12 октября 1803 года в возрасте 65 лет, похоронен на кладбище Святого Мишеля . С 1785 года был женат на Жюлии Тридикс , от которой имел двух сыновей и дочь.

Одна из его знаменитых работ: “Nouveau recueil d’ostéologie et de myologie”(Новая коллекция остеологии и миологии). Книга посвящена художественному исследованию технических анатомических рисунков. Первая часть посвящена костям и вторая часть мышцам.