Кошачий мир Луиса Уэйна

Герберт Уэллс в своё время сказал о Луисе Уэйне: «Он присвоил себе кошек. Он изобрел кошачий стиль, кошачье общество, целый кошачий мир. Английские кошки, которые не выглядят и не живут как коты Уэйна, должны стыдиться самих себя».

Кошачий мир Луиса Уэйна

Рисовать котов Уэйн начал, когда тяжело заболела его жена. Она находила утешение в домашнем коте по кличке Питер, и, чтобы развлечь её, Уэйн научил животное разным трюкам, например, носить очки и неподвижно сидеть перед книгой, словно за чтением. Параллельно он начал делать множество зарисовок крупного черно-белого кота, о котором позже написал: «Собственно, благодаря ему, я заложил основы своей карьеры, начал развивать и укреплять своё творчество».

Луис Уильям Уэйн (Louis William Wain; 5 августа 1860, Лондон — 4 июля 1939, там же) — один из самых плодовитых и популярных художников конца XIX — начала XX веков, прославившийся своими изображениями человекоподобных кошек. Иногда его называют величайшим сказочным иллюстратором викторианской эпохи. В последние годы жизни страдал серьёзным психическим расстройством.

Особенности творчества и популярные работы Луиса Уэйна. Иллюстрации Луиса Уэйна стали пользоваться огромной популярностью в конце 1880-х годов. Он изображал кошек в «человеческих» ситуациях, например, за игрой в карты и в гольф, фехтованием или развлечениями на пляже. Уэйн проиллюстрировал около ста детских книг, его работы публиковались в газетах и журналах, включая «Ежегодник Луиса Уэйна», выходивший с 1901-го по 1915 годы. Рисунки также тиражировались на открытках, которые сегодня очень востребованы среди коллекционеров. Несмотря на успех, художник постоянно испытывал финансовые трудности, в основном из-за своей непрактичности.

Откуда пошли кошки Луиса Уэйна

Луис Уильям Уэйн родился 5 августа 1860 года в Лондоне. Он был первым из шести детей и единственным сыном у своих родителей. Ни одна из пяти его сестёр не вышла замуж, а самая младшая в возрасте 30-ти лет была объявлена сумасшедшей и оказалась в приюте для душевнобольных (позже её судьбу повторил и сам художник). Остальные провели с матерью всю свою жизнь, как, впрочем, и Луис — значительную часть своей.

Уэйн родился с расщеплённым нёбом (заячьей губой), поэтому врач убедил родителей не отправлять первенца в школу и вообще не обучать до тех пор, пока ему не исполнится десять лет. В результате, когда Луис всё же начал учиться, он часто сбегал с уроков и проводил время, блуждая по улицам Лондона.

Он в довольно раннем возрасте осознал свою страсть к рисованию и в 1877 году поступил в Западную Лондонскую школу искусств. Окончив курс, Уэйн преподавал там же в течение двух лет, но в 20-летнем возрасте — после смерти отца — вынужден был оставить низкооплачиваемую работу и заботиться о своей матери и сёстрах. Юноша стал свободным художником — и в этой роли добился значительного успеха. Он специализировался на изображении деревенских пейзажей и загородных поместий, домашнего скота и всего, что связано с сельским хозяйством. Рисунки ему заказывали иллюстрированные журналы и организаторы сельскохозяйственных выставок.

Творчество Луиса Уэйна в 1880-х годах изобилует детализированными рисунками животных. Способность изображать любых существ художник сохранил на протяжении всей жизни. В какой-то момент он даже рассчитывал зарабатывать на жизнь, портретируя собак.

Питер и другие кошки Луиса Уэйна

В возрасте 23-х лет Уэйн женился на гувернантке своих сёстер Эмили Ричардсон, которая была на десять лет старше его, — такая разница в возрасте в то время считалась возмутительной. Пара переехала в Хэмпстед на севере Лондона. Вскоре у Эмили обнаружился рак, и она умерла всего через три года после замужества. Именно тогда художник нашёл тему, которая определила всю его карьеру. Во время болезни его жена находила утешение в домашнем коте по кличке Питер, и, чтобы развлечь её, Уэйн научил животное разным трюкам, например, носить очки и неподвижно сидеть перед книгой, словно за чтением. Параллельно он начал делать множество зарисовок крупного черно-белого кота, о котором позже написал: «Собственно, благодаря ему я заложил основы своей карьеры, начал развивать и укреплять своё творчество». Питера можно найти на многих ранних работах Уэйна.

В 1886 году в «Иллюстрированных лондонских новостях» был опубликован первый рисунок Уэйна с антропоморфными (похожими на людей) котами. Работа назвалась «Рождество у котят» и вышла в праздничном номере издания. В одиннадцати секциях иллюстрации изображены 150 котов, многие из которых напоминают Питера. Они рассылают приглашения, играют в мяч и другие игры, произносят тосты и так далее. Тем не менее, животные всё ещё ходят на четвереньках, они не одеты и не наделены «человеческой» мимикой, как в более поздних работах.

В последующие годы коты Уэйна встали на задние лапы, начали широко улыбаться и выражать другие преувеличенные эмоции, а также носить изысканные костюмы. Они музицировали, рыбачили, играли в теннис, пили чай, учились в школе и играли куклами. Такие антропоморфные изображения животных были очень популярны в викторианской Англии и часто встречались в печатных изданиях, на поздравительных открытках и сатирических иллюстрациях.

В течение следующих тридцати лет Луис Уэйн был плодовитым художником, иногда выпуская по несколько сотен рисунков в год. Он проиллюстрировал около ста детских книг, включая произведения очень популярного викторианского и эдвардианского писателя Клифтона Бингама. В 1898-м и 1911 годах Уэйн был председателем Национального клуба кошек, а также членом нескольких других благотворительных организаций, например, Правящего совета Лиги наших бессловесных друзей и Общества против вивисекции. Он говорил, что помогает «искоренить презрительное отношение к кошкам» в Англии.

«Кубистские» кошки Луиса Уэйна

Иллюстрации Уэйна зачастую пародируют человеческое поведение, причуды и моду. Художник писал: «Я беру альбом для зарисовок в ресторан или какое-нибудь общественное место и рисую людей в разных позах в виде кошек, придавая им как можно больше человеческих черт. […] Я надеюсь, эти наброски станут моими лучшими юмористическими работами».

Несмотря на свою популярность, Уэйн в течение всей жизни переживал финансовые затруднения. Ему приходилось содержать мать и сестёр, при этом он совершенно не разбирался в бизнесе. Художник был очень застенчив и не умел вести переговоры, часто продавал рисунки, не сохраняя никаких прав на публикации, его легко обманывали посулами новых перспектив и схем заработка. Так, в 1907 году он отправился в Нью-Йорк, где рисовал комиксы «Коты в городе» и «Грималкин» для газет издателя Уильяма Хёрста. Работы имели успех у публики, но из-за критичного отношения к городу художник стал объектом критики в прессе. Домой он вернулся с ещё меньшим количеством денег из-за неосмотрительных инвестиций в новый тип масляной лампы.

Считается, что в какой-то момент Уэйна захватила идея создания керамических фигурок котов. О том, как появились «кубистские» кошки, информации очень мало. Как пишет World Collectors Net, художник увлёкся новым художественным направлением — кубизмом. Первоначально он разработал набор из девяти маленьких статуэток и неизвестного количества более крупных, а затем привлёк фабрику Макса Эммануэля к их изготовлению. Изделия демонстрировались на выставке в 1914 году, и хотя британцы восприняли их прохладно, ими заинтересовались американцы. К сожалению, корабль, перевозивший керамических кошек в Штаты, был атакован немецкой подводной лодкой, и Уэйн снова потерял все свои вложения. Позже чехословацкая гончарная компания «Амфора» вернула кошек в производство, но неизвестно, от кого они получили разработки — от самого автора или от Макса Эммануэля. Впрочем, имя Уэйна появляется на выпущенных позже угловатых статуэтках, так что, скорее всего, он был к этому причастен.

Многие говорят, что керамические коты Уэйна — даже с оглядкой на кубизм — всё равно причудливые и даже странноватые. Возможно, это связано с тем, что он начал терять рассудок. Мать художника умерла от испанского гриппа пока он находился в Нью-Йорке. В то же время его популярность на родине начала падать.

Абстрактные кошки Луиса Уэйна

После возвращения из США Луис Уэйн начал постепенно меняться. Из мягкого и доверчивого человека он постепенно превратился во враждебного и жестокого, особенно по отношению к сёстрам. Художник утверждал, что мелькание кадров на киноэкранах высосало электричество из их мозгов, начал блуждать ночами по улицам, переставлять мебель в доме и надолго запираться в своей комнате, сочиняя бессвязные тексты.

В 1924 году Уэйн разделил судьбу своей младшей сестры и был помещён в Спрингфилдскую психиатрическую лечебницу, условия в которой описывают как «нищенские». Год спустя журналисты обнаружили его местонахождение и, благодаря шумихе в прессе, а также вмешательству писателя Герберта Уэллса и других известных людей, включая премьер-министра, иллюстратора перевели в знаменитую Бетлемскую клинику (Бедлам), а затем в более комфортное учреждение в Хартфордшире с прекрасным садом. Там он прожил оставшиеся годы, рисуя кошек из местного питомника. Его работы того периода характеризуются яркими красками, обилием цветочных мотивов (1, 2, 3) и сложных, абстрактных узоров (1, 2), хотя основной объект — коты — остался прежним.

Луис Уэйн, рисовавший кошек

Существует предположение, что Уэйн страдал шизофренией, которая была вызвана токсоплазмозом, чей возбудитель переносят в том числе и кошки. Теория о причине и следствиях заболевания до сих пор исследуется, хотя её истоки можно проследить до 1953 года.

Ирландский психиатр Майкл Фитцджеральд оспаривает предположение о шизофрении. Он считает, что у Уэйна был синдром Аспергера — расстройство, при котором люди в целом сохраняют речевые и когнитивные способности, но испытывают трудности в социальном взаимодействии и ограничиваются повторяющимися интересами и занятиями. Фицджеральд указывает, что хотя работы Уэйна со временем становились всё более абстрактными, его техника и мастерство не ухудшались, как обычно происходит у шизофреников. В пользу выводов доктора, якобы, говорит и ряд других косвенных признаков.

В учебниках по психиатрии часто используется серия из шести рисунков Уэйна как пример изменений в творческом стиле художника по мере ухудшения психологического состояния. Однако на самом деле неизвестно, в каком порядке эти произведения появились на свет, ведь сам автор не датировал их. В своей книге «Луис Уэйн. Человек, который рисовал кошек» писатель Родни Дейл раскритиковал составителей руководств: «Уэйн экспериментировал с узорами и котами, и даже в довольно позднем периоде делал обычные рисунки кошек — возможно, и через 10 лет после создания якобы „последних“ работ, которые являются, скорее, паттернами, чем животными».

Мир кошек Луиса Уэйна

Герберт Уэллс в своё время сказал о Луисе Уэйне: «Он присвоил себе кошек. Он изобрел кошачий стиль, кошачье общество, целый кошачий мир. Английские кошки, которые не выглядят и не живут как коты Уэйна, должны стыдиться самих себя».

Сейчас работы Луиса Уэйна пользуются большой популярностью у коллекционеров. В июне 2008 года на аукционе в Англии его керамическая «кубистская» кошка производства «Амфоры» ушла за рекордные 8,2 тысячи фунтов стерлингов при первоначальной оценке в скромные 1,5 — 2 тысячи. Однако поклонникам творчества британского художника стоит соблюдать осторожность: поскольку он не заботился об авторских правах, в мире «гуляет» множество подделок.

Автор: Влад Маслов