Латиф Казбеков — художник-график

Латиф Кожахметович Казбеков (род. 20 мая 1954 году в Казахстане) — художник-график. В настоящее время живёт и работает в Санкт-Петербурге

Латиф Казбеков - художник-график

Латиф Казбеков родился в 1954 году в Казахстане. Детство художника прошло в горной немецко-греческой деревне. Все свободное время он отдавал творчеству: рисовал, лепил из глины или вырезал человечков из дерева и кости, в школьные годы охотно изучал книги и художественные альбомы.

Но свободного времени практически не оставалось. Приходилось много помогать матери, после смерти мужа, сумевшей достойно воспитать десятерых сыновей. Детские годы, наполненные ежедневными хозяйственными заботами и трудом, а также волевой характер матери, сформировали удивительно трудолюбивого и смелого человека. Сегодня Казбеков абсолютно справедливо говорит о своем педантизме и умении делать практически всё. Охотно принимаясь за работу, Казбеков стремится едва ли не к совершенству. Например, он прекрасно шьёт, а в мастерской художника можно увидеть самостоятельно изготовленную мебель.

Но особенно интересно становление Казбекова как художника, идеально сочетающего в себе мастера, в совершенстве владеющего ремеслом и самоуглубленного творца, томимого поиском уникального художественного языка и воплощением своего внутреннего мира. В шестнадцать лет юноша уехал поступать в Алма-Атинское художественное училище им. Гоголя. Педагогам удалось разглядеть талант в работах практически неподготовленного к поступлению юноши. Проучившись пять лет на факультете живописи, Казбеков, воспользовавшись советом руководителя, продолжил образование в Ленинграде. Он окончил графический факультет Академии художеств в 1981 году. Будучи монументалистом по первой специальности, Казбеков сознательно выбрал графику, стремясь получить как можно больше профессиональных навыков. Молодому художнику доводилось создавать монументальные росписи и выкладывать мозаичные панно, но настоящим увлечением стала именно графика. Днем художник писал в мастерской, а вечером, уже дома он работал над книгами. Казбеков проиллюстрировал более сотни книг.
Работа над изданием ставила перед художником целый ряд задач — и дизайн, и иллюстрации, не говоря уже о проникновении в художественный мир того или иного произведения и внутренней работе, связанной с осмыслением текста. Книжная графика превратилась для Казбекова в настоящую творческую лабораторию: закончив работу над книгой японских сказок, художник брался за норвежские, осваивая параллельно различные техники. Но со временем издательское дело существенно изменилось, художник-иллюстратор стал менее свободен в выборе материала, работать стало неуютно, и Казбеков с удовольствием вернулся к давнему увлечению. Уже много лет художник работает с авторской бумагой. При помощи специального пресса, из хлопка-сырца, либо льна Казбеков самостоятельно льет бумагу. Каждый лист сам по себе становится уникальным ремесленным произведением — ингредиенты: клей, крахмал, пр. художник смешивает и добавляет условно. В результате каждый лист приобретает определённую плотность и цвет, требуя к себе нового подхода и новых художественных приемов. Плотная экологически чистая бумага терпит многочисленные смывания акварели, процарапывания и соскребания красочного слоя, порождая удивительные эффекты. Важность приобретает не только цвет, но и фактура, поэтому акварели Казбекова сродни живописи.
С юных лет художника занимает один и тот же сюжет. Он пишет деревья, при этом, практически не работая с натурой. Не без самоиронии Казбеков утверждает, что уходя от внутреннего видения и мира переживаний, включив обостренное зрение художника, направленное вовне, работать, практически не удается. Пейзаж получается максимально приближенным к фотографии и педантично выписанным, что вовсе не отвечает внутренним потребностям. Все жизненные впечатления, эмоции и образы обретают в работах Казбекова форму пейзажа, где человек растворяется, обретая первозданную невинность. Деревья в пейзажах Казбекова — самостоятельные образы, прочувствованные и проросшие сквозь толщу бумаги.