Архитектурный колорит Трускавца, или роскошные виллы курорта на рубеже ХХ века

Целебные свойства трускавецких минеральных вод привлекали внимание огромного количества желающих отдохнуть и оздоровиться на курорте, что в свою очередь требовало обеспечения этих людей комфортным жильем и соответстсвующими условиями для отдыха и прогулок. Курортная власть (Союз собственников) сама уже была не в состоянии обеспечить необходимым жильем желающих лечиться и отдыхать на курорте, поэтому к строительству курортных жилищ привлекали частных лиц, которые имели возможность и желание заниматься этим бизнесом.

Архитектурный колорит Трускавца, или роскошные виллы курорта на рубеже ХХ века

А таких людей в Трускавце оказалось немало, они построили свои имения по Главной улице курорта во второй половине XIX в. — в частности виллы «Гигия«,» Ядвинувка», дом Бахмана, которые не сохранились на сегодняшний день.


Трускавец. Курортная вилла» Ядвинувка», нач. ХХ в.

Период курортной застройки конца XIX века. в своем большинстве характеризуется зданиями и сооружениями, возведенными в архитектурном стиле – «историзм» (т. зв. «швейцарском» стиле), из которых сохранилась только вилла «Постуй» (современная вилла «Виктория», майд. Кобзаря, 5). Основу под этот дом-отель было заложено еще в 1883 году для графа Жултовського, одного из владельцев курорта. Через некоторое время дом претерпел изменения и получил новое название «Постуй» ( в переводе с польского – постой, остановись, или иначе постоялый двор). Первый этаж виллы – каменный из кирпича и камня, второй-фахверковый, с открытым деревянным каркасом (т. зв. «прусская стена», это когда между деревянные балки вмуровывается кирпич). Фахверковая конструкция, по мнению П. Лефельда (историк искусства ХІХ ст.), пришла в жилую архитектуру из европейских стран средневековых замков.


Трускавец. Курортная вилла-отель «Постуй», 1905

В 1908 году отель насчитывал 20-21 комнату, которые уходили только на сутки, цена на которые колебалась от 4-6 корон, по данным врача курорта. С. Пельчара (1909 г.). В 1911 году здание перешло в собственность Раймонда Яроша, владельца трускавецкого курорта в 1911-1937 годах.


Трускавец. Улица Объездова (совр. Шевченко) и курортные виллы «Аркадия», «Анастасия», «Ютженка» и «Клюберг», нач. ХХ ст.

Для того, чтобы лечение и отдых на курорте были комфортными много сделал арендатор курорта инженер Юзеф Вичинский с 1895 года, который начал хозяйничать, руководствуясь одним из важных нормативно-территориальных документов застройки Трускавца. Регуляционный план 1906 года предусматривал кадастровое разграничение общественных, курортных и частных границ села. По новому плану запроектировано новые дороги, коммуникации и целый ряд прогрессивных нововведений. За ним также предусматривалась реконструкция центральной улицы курорта, так называемого Главного тракта (совр. ул. Дрогобычская, майд. Кобзаря, майд. Сечевых Стрельцов, ул. Бандеры), строительство новой дороги-ул. Объездной (совр. ул. Шевченко).


Трускавец. Курортная вилла «Ольга (большая)», нач. ХХ ст.

Так начался новый период в архитектурной застройке курорта, который длился с 1895 до 1914 года и характеризовался зданиями и сооружениями, построенными в стиле «модерн» (преимущественно в «закопанском» стиле и начальной стадии «украинского модерна»). Создателем «закопанского» стиля стал известный польский критик и теоретик искусства, художник и писатель Станислав Виткевич (1851-1915). Взяв за основу модные на то время архитектурные тенденции и обратившись к традициям польского народного, в частности гурального строительства, создал новый «закопанский» стиль, который оставил весомый след в колоритной архитектуре трускавецкого курорта.


Трускавец. Главная улица курорта и курортная вилла «Мария-Хелена», нач. ХХ ст.

Именно в это время начинают формироваться виллы-пансионаты, дома с содержанием отдыхающих на полном обеспечении, что соответственно повлияло на увеличение размеров зданий.


Трускавец. Курортная вилла «Свитезянка», нач. ХХ ст.

Яркими образцами архитектурной застройки центра курорта стали виллы «Світезенка» и «Гражина» (совр. ул. Суховоля, 23), построенные в соответствии с тогдашними требованиями и в модном в то время архитектурном стиле и пышно декорированные прикарпатской резьбой.

Вилла «Свитезянка» была возведена в 1898 году в стиле «модерн» с ярко выраженными признаками «швейцарского» стиля, на заказ п. Юзефа Яблонского. Назвал эту виллу п. Яблонский вероятнее именем женщины-русалки, которая по легенде жила в озере Свитезь, что на Волыни и которую редко кто мог увидеть. Показывалась лишь тому, кто доброе сердце имел и жизнь свою людям посвящал. Строительные работы выполнила Плотницкая фирма п. Дегельмана. Вилла была прямоугольная в плане, двухэтажная, покрыта четырехскатной крышей. На восточном фасаде на уровне первого этажа была устроена открытая веранда, а над ней открытый балкон – галерея. Юго-восточный угол дома запроектирован как ванькирна башня, покрытый отдельной трехскатной крышей. К северному фасаду примыкала открытая граненая в плане веранда. В интерьере насчитывалось 16 жилых комнат, столовая, служебные помещения и подвал. Дом хорошо освещался равномерно размещенными прямоугольными окнами.


Трускавец. Курортная вилла «Гражина», нач. ХХ ст.

В 1905 году виллу приобрел новый владелец – врач Т. Прашіль, внеся изменения в его облик и интерьер. Он расширив виллу до 19 комнат, элегантно их обставил. Вилла содержала 4 кухни, а цена на проживание, по данным врача Из. Пельчара, составляла от 1,4 – 4 корон. После I Мировой войны вилла вновь претерпела перестройки. Она получила мансардная крыша, веранды на восточном и северном фасадах были застеклены.


Трускавец. Курортная вилла «Сариуш», 30-е годы ХХ века.

Строительство виллы «Гражина» заказала п. Мария Куше, выбрав тот же стиль: «модерн» – с признаками «швейцарского» стиля, по проекту архитектора К. Ріхтмана. Изначально вилла была двухэтажная, на главном и западном фасадах устроены характерные для «швейцарского» стиля открытые галереи с деревянным ажурным ограждением. Вилла содержала 21 прекрасно меблированных комнат, 3 кухни, цена на проживание колеблется в пределах 1.6-4 корон. Во время I Мировой войны здание подверглось разрушению и будучи застрахованным, в 1922 году было перестроено по новому проекту архитектора Я. Семковича. В результате реконструкции дом стал трехэтажным, с мансардной крышей, завершен шестигранным застекленным фонарем, накрытым палаточной крышей. На уровне третьего этажа построен открытую галерею с характерными элементами деревянной резьбы в модном в то время «закопанском» стиле.


Трускавец. Курортная вилла «Постуй», нач. ХХ ст.

К курортным зданиям в стиле «модерн» декорированных резьбой и сохранившихся на сегодня, можно отнести виллы «под Божьей Матерью» и «Софию», на которых наблюдается процесс зарождения «украинского модерна» в Трускавце.


Трускавец. Курортные виллы «София» и «Под Божьей Матерью», нач. ХХ ст.

Вилла «Под Божьей Матерью» (название, вероятно, связано с римско-католической часовенкой, от которой вилла находилась через дорогу напротив) построена в 1899 году и находилась в собственности практикующего курортного врача – доктора Зенона Пельчара, о чем подтверждает металлический именной знак, размещенный на фасаде дома. В собственности д-ра Пельчара находилась и вилла «София», которая находится рядом.

В 1900-1904 годах были построены такие виллы как «Сариуш», «Янина», «Мария-Елена» и «Затишье». Вилла «Сариуш» (майд. Сечевых Стрельцов,2), которая сохранилась до наших времен и где сегодня функционирует музей города-курорта Трускавца построена в стиле «модерн» с признаками «историзма» – мотивами мавританской архитектуры, на заказ польской семьи Розвадовских. В сезон курорта 1901 года вилла начала принимать гостей и наряду с другими курортными виллами украшала живописную Долину нижней террасы курортного парка.


Трускавец. Курортная вилла «Янина», нач. ХХ ст.

Рядом с виллой “Сариуш” была возведена вилла “Янина”, владелицей которой была Янина Новаковская и отдых в которой был самым дорогим на курорте, подтверждающие листовки с карикатурой.

Описывая историю курорта современники характеризуют этот период «золотым веком» для Трускавца. За успехи и достижения в области развития курорта и в области исследования по определению лечебных свойств источника «Нафтуся», Трускавец в 1913 г. был награжден Золотой медалью на специализированной выставке во Львове.


Трускавец. Курортная вилла «Олимпия», нач. ХХ ст.

Еще до 1-й Мировой войны в Трускавце строится значительное количество курортных зданий. Среди них виллы «Ягелонка» (совр. ул. Гоголя, 7), «Олимпия» (совр. ул. Суховоля, 31), «Согласие» (совр. бульвар Ю. Дрогобыча, 4), «Ольга великая» (совр. ул. Шевченко, 17), «Русалка» (совр. бул. Ю. Дрогобыча, 4), «Погонь» (совр. ул. Шевченко, 38) сохранены на сегодня. Характерный элемент декора деревянных вилл-декоративная резьба, которая выполнялась украинскими мастерами-резчиками, придавала этим зданиям регионально-национального колорита и типичного своеобразия. Среди владельцев таких курортных вилл были украинцы, которым посчастливилось иметь в Трускавце земли богатые запасы нефти или озокерита, которые они сдавали в аренду промышленникам, но зато получать большие деньги, на которые можно было построить виллу или пансионат и проводить легче и богаче жизнь.


Трускавец. Курортная вилла «Русалка», нач. ХХ ст.
Архитектура курортной застройки Трускавца конца ХІХ – начала ХХ века. и своеобразие форм віллової архитектуры историзма и модерна, изысканность и оригинальность их пространственных решений, гармоничное сочетание с природным ландшафтом создают неизгладимое впечатление на каждого, кто хоть раз побывал в нашем Трускавце.