Иллюстрации Рэя Харрихаузена

Рэй Харрихаузен (англ. Ray Harryhausen; 29 июня 1920 — 7 мая 2013) — американский кинопродюсер, сценарист, постановщик спецэффектов, известный в первую очередь по кинотрилогии про путешествия Синдбада: «Седьмое путешествие Синдбада» (1958), «Золотое путешествие Синдбада» (1974) и «Синдбад и Глаз тигра» (1977).

Иллюстрации Рэя Харрихаузена

Рэй Харрихаузен родился 29 июня 1920 года в Лос-Анджелесе. Огромное влияние на подростка оказал фильм «Кинг-Конг» (1933 год). Уже в 13-ти летнем возрасте он начал посещать клуб любителей фантастики. Там он познакомился с Рэем Брэдбери, который стал его товарищем на всю жизнь.

Во время Второй мировой войны Харихаузен работает в компании, производящей образовательные фильмы для армии. Его командиром и руководителем в этот период был полковник Фрэнк Капра. Молодой кинематографист создал несколько анимационных работ о боевом развёртывании военной техники в условиях, когда съёмка реального вооружения была невозможна.

У него сохранились несколько рулонов плёнки с этими работами, из которых он позже смонтировал короткометражные фильмы. Демонстрация этих роликов позволила Харихаузену после завершения войны получить работу в коммерческом кинематографе. Одной из первых его работ (под руководством аниматора «Кинг-Конга» Виллиса О’Брайена) стала картина «Могучий Джо Янг» (1949 год). За эту работу коллектив получил премию «Оскар» за лучшие спецэффекты.

В начале 1950-х годов руководители студии Warner Brothers Pictures выкупили у Рэя Брэдбери недавно изданный рассказ «Туманный мыс» и, как товарищу писателя, доверили Харихаузену самостоятельную работу надо всеми анимационными эффектами. Фильм вышел в 1953 году под названием «Чудовище с глубины 20 000 морских саженей» (В СССР был известен как «Чудовище из глубины океана») и при бюджете в 210 тысяч долларов собрал в прокате более 5 миллионов.

Именно с этой картины получил широкое применение метод монтажа натурных съёмок и анимации, при котором сначала снимался задний план в естественных условиях (город, пустыня, побережье и так далее). Полученные кадры проецировались на небольшой экран, служивший фоном для действия анимационных моделей. В свою очередь, на эту запись накладывались кадры с действиями актёров. Таким образом, фантастические персонажи функционировали, зажатые в своеобразный бутерброд из «живых» киносъёмок.