Художник Hans Erni: Линия жизни длиною в век

Ганс Эрни (нем. Hans Erni; 21 февраля 1909, Люцерн — 21 марта 2015, там же) — швейцарский художник и скульптор. Известен росписью стен, цветными литографиями, гобеленами, произведениями из керамики, графикой для почтовых марок.

Художник Hans Erni: Линия жизни длиною в век


Hans Erni родился 21 февраля 1909 года в Люцерне, в семье пароходного механика, третьим из восьми детей.

После окончания общеобразовательной школы он начал изучать землемерное дело, потом учился на рисовальщика-архитектора, прочитал много книг по искусству.

В 1927-1928 годах учился в Школе искусств и ремесел в Люцерне, потом поехал в Париж. В 1928-1929 годах художник посещал парижскую академию Жюлиана, тщательно изучал картины старых мастеров в Лувре, знакомился с современной французской живописью. Воспроизводя в своих экспериментальных работах творческие манеры Ван Донгена, Дерена, Дюфи, Матисса, Пикассо, Erni постепенно перешел к абстракционизму, но абстрактные работы были попыткой отыскать свое творческое «я».

В Париже художник работал под псевдонимом «françois grèques». Чувствуя себя все тем же робким учеником, Erni в 1933 году вступил в группу «Abstraction Creation», которую образовали известные художники-абстракционисты Кандинский, Бранкузи, Габо, Мондриан, Мур, Кольдер. За этим последовали первые публичные работы, персональные выставки и арт-премии.

Художник, даже если он стремится к логически выверенному построению образов, не может оставаться безучастным к событиям, которые происходят вокруг. Конец 30-х, когда в Германии победил фашизм, началась Вторая мировая война,- это время великих разочарований, время тревожных переживаний. Именно чувство страха, которое не раз пришлось испытать в это время Erni (он служил в швейцарской армии шофером и художником-маскировщиком), возвратило его к фигуративному искусству. Однако образы, воплощенные в его картинах, очень сложны.

В послевоенное время люди с особой остротой ощутили непреходящую ценность обычной человеческой чувственности. В это время Hans Erni как бы заново открыл для себя античность. Теперь для него главными стали не легко узнаваемые мифологические образы и символы, а веками выверенный музыкальный ритм естественных, земных человеческих чувств.

Художник всегда любил графические, линейные элементы и поэтому часто использовал технику фрески и сграффито, и считал, что в живописи роль рисунка так же важна, как и роль цвета. Главное в работах Ханса Эрни — многозначность пластических ритмов. Как и во многих античных статуях, покой на его картинах — это обещание движения, которое, в свою очередь, порождает ощущение беспредельности времени.

Излюбленную технику литографии Эрни дополнял, используя самые разные инструменты — тушь, сангину, гуашь, карандаш и т. д., он экспериментировал в процессе печатания, добиваясь необыкновенной гибкости, разнообразия цветовых эффектов. Но все же главный и отличительный признак художественного стиля швейцарца по происхождению, гуманиста по натуре, художника по призванию, или, если хотите, от Бога, Мастера из Люцерны Hans Erni оставалась линия, которая и создавала иллюзию живого движения.

Искусство Hans Erni было показано на протяжении десятилетий в многочисленных выставках в стране и за рубежом, его работы находятся в музеях или частных коллекциях по всему миру.